Гейминг. Опасное увлечение, вызывающее зависимость или новый вид спорта?
Гейминг - активное увлечение играми, в данном случае - компьютерными играми. Это явление охватило практически все страны, имеющие доступ к современным технологиям и коммуникациям. Отношение к геймингу колеблется от безусловно положительного до резко отрицательного. Особенно - если речь идет о школьниках, детях и подростках. Ряд психологов считает подобное увлечение признаком глубоких психологических проблем, аналогичных другим зависимостям.
Но, с другой стороны, мир не стоит на месте. И полностью ограждать детей от компьютерных игр нерационально. Гейминг может принести и существенную пользу, если подойти к его воплощению разумно и грамотно.
Полезные занятия, реализуемые с помощью гейминга
Ребенок, особенно дошкольного и младшего, а по некоторым данным - и среднего школьного возраста развивается и обучается в игре. С этим согласны практически все педагоги-теоретики, ученые. Такое положение дел связано, в том числе, с биологией человека - все детеныши млекопитающих получают знания о мире и практические навыки посредством игр.
Родители, не имеющие ничего против игр в целом (во дворе, спортивных, настольных), часто настроены категорически против гейминга. Они используют шантаж и манипуляции, а иногда и налагают прямые запреты на компьютерные игры для своих детей. Однако во всем разнообразии таких игр немало действительно полезных. В их числе:
- обучающие интерактивные программы, знакомящие ребенка с азами географии, биологии, физики, астрономии, математики и других дисциплин не сухим и скучным текстом учебника, а наглядно, интересно и ярко, доступно для понимания;
- игры-тренажеры, позволяющие отработать и закрепить полезные навыки, знания;
- игры с терапевтическим, практическим направлением, в которых игрок знакомится с азами той или иной профессии, видом деятельности - врач, учитель и т. д.;
- игры для удовольствия.
Именно последние - объекты родительской, а нередко - и учительской критики. Но и они, как показывают последние исследования, крайне важны для гармоничного развития ребенка. И дело не только в возможности отдохнуть, отвлечься от текущих дел. Детям, подросткам важно почувствовать себя героем, и даже супергероем. Умение находить выход из сложных ситуаций, отработка быстроты реакции, пополнение багажа знаний - эти полезные качества развивает игра "для удовольствия".
Классификация "полезных игр"
Условно можно выделить такие блоки:
- Логические. Это своеобразные головоломки, обучающие чтению, письму, иностранным языкам. Особенно полезны младшим школьникам.
- Симуляторы. Позволяют "примерить" на себя роль пилота, машиниста, водителя авто. Эти навыки многим пригодятся впоследствии.
- Стратегии. Разработка и воплощение моделей управления - войсками, городами, полезными ископаемыми и пр. Незаменимы для будущих менеджеров.
- Adventure - приключения. Они позволяют погрузиться в сюжет сказки, мультфильма, книги и управлять его развитием. Развивают творческое мышление, память и логику.
Таким образом, основная польза от гейминга заключается в активном развитии ребенка - внимания, мышления, реакции, воображения. Геймеры подходят к решению любых задач нестандартно, творчески. Для замкнутых, неуверенных в себе детях (что особенно ярко проявляется в подростковом возрасте), гейминг - отличная возможность познакомиться со сверстниками, обрести друзей, единомышленников.
К минусам гейминга относят:
- перенапряжение зрения, мозга, так как дети много времени проводят за монитором;
- бессмысленные и жестокие игры отрицательно действуют на психику, активизируют агрессию;
- длительное сидение отрицательно сказывается на мышцах, суставах, сосудах;
- постоянные длительные игры приводят к ухудшению успеваемости и коммуникации.
Выход - в разумном контроле и совместном выборе игр. Родители могут обсудить с ребенком, какие игры купить и договориться четко ограничить ежедневные "сеансы" по времени. В идеале на гейминг можно потратить не более полутора часов в день в учебное время и 2-3 часа - в каникулы.
Осваивая игры, ребенок учится понимать "язык" компьютера. А это - первый шаг в такие перспективные профессии, как программист, видеодизайнер и аналогичные.