Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор: Борис Леонидович Пастернак
Название стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!»
История создания: Стихотворение написано в 1912 году. Пастернак передает в нем свои чувства по поводу февральской природы, переходящей в весну. Оно адресовано широкому кругу читателей, пронизано личными переживаниями и обостренной чувствительностью к природе и времени года.
2. Жанр
Стихотворение относится к жанру лирической миниатюры, так как оно краткое, но насыщенное образами и эмоциями. Лирическая миниатюра позволяет автору выразить сложные чувства в сжатой форме, передавая красоту и меланхолию зимы.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Тема стихотворения – переход зимы в весну и глубокие переживания, связанные с этим временем года. Лирический герой прощается с февралём и переживает противоречивые чувства, наблюдая за изменениями в природе.
Стихотворение посвящено ощущению весенней тоски и творческому вдохновению, которое приходит с изменением природы.
4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит тоскливое и немного тревожное настроение, оно не меняется на протяжении всего текста.
Стихотворение проникнуто чувством меланхолии и весеннего ожидания. Настроение передается через слова и образы, которые вызывают чувство тревоги и грусти: «грохочущая слякоть», «обугленные груши», «чернила и слезы».
5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть (начало до конца второй строфы) описывает желание героя писать о февральских переживаниях и звуках городских улиц.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть (третья и четвёртая строфы) переносит нас к образам весны и символам пробуждения природы.
Картины, которые представляются: видится уставшая от зимы природа, чернеющие проталины, гул колес и шум ветра, дождь, вызывающий ассоциации с чернилами и слезами.
Средства выразительности:
Эпитеты: «грохочущая слякоть», «черная весна», «обугленные груши».
Метафоры: «достать чернил и плакать», «весною черною горит».
Сравнения: «как обугленные груши», «где ливень еще шумней чернил и слез».
Олицетворение: «грохочущая слякоть» и «чернеют проталины», что добавляет атмосферы и эмоциональности стихотворению.
6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.
Рифма перекрестная (АВАВ), что делает стихотворение мелодичным и динамичным, создавая ощущение постоянного движения природы.
Пример: «Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.»
7. Идея стихотворения (основная мысль)
Основная идея стихотворения – изображение перехода от зимы к весне как источника вдохновения и печали. Автор передаёт ощущение меланхолии, связанное с наступлением весны, и показывает, что печальные моменты и вдохновение тесно переплетены. Пастернак хотел донести, что стихотворение – это эмоциональная реакция на окружающий мир.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит впечатление своей глубокой образностью и эмоциональностью. Оно вызывает чувство грусти и ожидания, передаёт атмосферу февральского дня, когда зима и весна встречаются в холодной грязи и шуме улиц, вызывая у читателя меланхолическое восхищение красотой природы.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение написано в 1912 году и относится к раннему периоду творчества Бориса Пастернака. Оно было опубликовано в сборниках, характеризующих начальный этап его поэтической карьеры.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
«Февраль. Достать чернил и плакать!» занимает особое место в творчестве Пастернака как яркий пример его уникального стиля, сочетающего философское осмысление природы и эмоциональные, глубокие переживания, вдохновляющие на создание поэзии.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано в жанре лирической миниатюры. Это небольшое, но ёмкое произведение, насыщенное образами и эмоциями, отражающими внутреннее состояние автора в холодный зимний месяц.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема – февраль как символ грусти, переходного состояния природы и вдохновения, рождённого из внутренней тоски. Пастернак через этот зимний месяц передает своё ощущение тревоги, ожидания весны и потребности выразить себя через поэзию.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Февраль. Достать чернил и плакать!» сразу погружает читателя в настроение грусти и меланхолии, передавая ощущение душевного смятения и тяжести, которые требуют выхода, в данном случае – через творчество.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Лирический сюжет движется от первых эмоций к более глубоким раздумьям, вызванным природой. Герой сначала испытывает тоску и желание писать, потом стремится убежать в место, где ливень ещё сильнее выразит его чувства. Завершается стихотворение образом пробуждения природы и силы вдохновения, которая приходит случайно, но точно.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть: вступление, где герой желает выразить свои эмоции на бумаге, находясь в состоянии смятения.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть: детальное описание природы в феврале, образ падающих грачей и проталин как символ пробуждения от зимы и вдохновения.
Добавить текст Вернуть оригиналЭта композиция помогает раскрыть движение мысли героя от грусти к поиску катарсиса.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение стихотворения тоскливое и подавленное, с оттенком весеннего ожидания. Оно наполнено чувством весенней тоски и ожидания, что выражено через резкие, эмоциональные образы.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Лейтмотивы стихотворения — тоска, ожидание весны и вдохновение. Опорные слова: «чернила», «плакать», «ливень», «грачей», «проталины», «ветер». Эти слова передают мрачность и одновременное ожидание чего-то светлого.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — человек, находящийся в состоянии грусти и поиска выхода для своих чувств. Он выражает себя через стремление к творчеству, которому помогают окружающие природные образы, раскрывающие его внутренние переживания.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Лирические персонажи — февраль, природа, грачи, которые здесь символизируют пробуждение весны. Каждый образ наполнен символикой и усиливает эмоции лирического героя, его состояние на грани зимней и весенней тоски.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Стихотворение представляет столкновение внутреннего состояния героя с природой, где природа и её пробуждение подталкивают лирического героя к творческому проявлению своих чувств.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора — меланхолия и грусть. Пастернак делится личными переживаниями и передаёт тревожное ожидание весны, которое, тем не менее, даёт ему вдохновение и силы.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения создаётся чередованием резких и плавных образов, перекрёстной рифмой и размеренным ритмом, который напоминает шум дождя и звуки весеннего ветра.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, придающим тексту мелодичность и ритмичность, как будто каждый шаг героя сопровождается звуками природы.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрёстная (АВАВ), рифмы преимущественно мужские и женские, что создаёт баланс резкости и мягкости, характерный для настроения стихотворения.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика поэтическая и эмоционально насыщенная. Выразительные средства:
Добавить текст Вернуть оригиналЭпитеты: «грохочущая слякоть», «черная весна».
Метафоры: «достать чернил и плакать», «весною черною горит».
Сравнения: «как обугленные груши», передающее мрачный образ природы.
18. Поэтический синтаксис
Синтаксис выразителен: повторы, восклицания («Достать чернил и плакать!»), делают интонацию эмоционально насыщенной, передают стремление лирического героя к выражению чувств.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись использует звуки «г», «ч», «с», что передаёт шум дождя и грохот колес, напоминая о грубости и суровости февральской погоды.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения — весеннее обновление через катарсис, душевную очистку. Пастернак показывает, что даже в тоскливом феврале можно найти вдохновение для создания поэзии, что грусть и вдохновение тесно переплетены.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечали уникальность образов и эмоциональную насыщенность стихотворения. Это произведение показало Пастернака как поэта, способного видеть красоту в тягостном феврале и вдохновляться мрачными природными образами.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!» остаётся актуальным, так как оно выражает глубокие чувства, с которыми многие могут соотнестись.
Добавить текст Вернуть оригинал