Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Поэзия»

Cart klass
Класс
10
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Борис Леонидович Пастернак. Стихотворение называется «Поэзия». Точная дата написания неизвестна, но стихотворение принадлежит зрелому периоду творчества Пастернака, когда он философски размышлял о природе поэзии и роли поэта. Оно адресовано всем, кто интересуется сутью поэтического творчества, и призвано развеять стереотипы о легкости и изяществе поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Жанр стихотворения — философская лирика. Это произведение посвящено размышлениям о поэзии как о глубоком и сложном искусстве, поэтому жанр философской лирики позволяет автору затронуть ключевые вопросы творческого процесса.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Основная тема стихотворения — природа поэзии, её подлинность и уникальность. Пастернак утверждает, что поэзия не всегда изящна и приятна, она может быть грубой и «пригородной», тяготеющей к трудным и «грязным» процессам жизни. Стихотворение посвящено истинной сути поэзии, которая заключена не в внешнем блеске, а в глубокой связи с реальностью и жизненной правдой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

Настроение стихотворения напряженное и несколько ироничное. Пастернак выступает против распространенных представлений о поэзии как о чем-то высоком и идеализированном. Это настроение поддерживается словами с грубыми образами и не идеализированными сравнениями, что передает ироническое восприятие поэта к привычным представлениям о поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция

Стихотворение можно разделить на две части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

В первой части автор развеивает представление о поэзии как о «сладкогласце», описывая её через образы повседневности, таких как «лето с местом в третьем классе», «пригород», «грязь».

  Добавить текст Вернуть оригинал

Во второй части он говорит о выносливости и непрерывности поэтического потока, несмотря на трудности, сравнивая поэзию с дождем, который капает даже при пустом ведре.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картины, которые представляются в стихотворении, — это не романтические образы, а скорее обыденные, с грубыми деталями. Поэт использует метафоры и сравнения («ты — лето с местом в третьем классе», «ты — пригород, а не припев») для создания образа поэзии, лишенной идеализированного блеска.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения

Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой (абаб). Это придает тексту размеренность и глубину, подходящую для философского осмысления природы поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Основная идея стихотворения заключается в том, что поэзия — это не вычурная и искусственная красота, а нечто живое и подлинное, тесно связанное с реальной жизнью и её неприглядными деталями. Пастернак хотел показать, что поэзия проникает в будни, оставаясь непрерывным источником правды и отражая глубокие процессы жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение оставляет сильное впечатление благодаря своему неординарному подходу к теме поэзии. Пастернак заставляет взглянуть на творчество поэта с иной стороны: не как на возвышенный процесс, а как на сложную работу, полную борьбы и не всегда изящную. Такое восприятие поэзии придает её образу реалистичность и глубину, делая стихотворение не только о поэзии, но и о жизненной правде.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Точная дата написания стихотворения неизвестна, но оно принадлежит к зрелому периоду творчества Пастернака. В этот период поэт философски осмысляет природу поэзии и её место в жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Стихотворение занимает значимое место в лирике Пастернака. Оно отражает его представления о поэзии как о сложном и приземлённом искусстве, лишённом вычурности и далеком от простого украшения жизни. В этом произведении поэзия изображена не как возвышенное искусство, а как нечто обыденное, но в то же время глубокое и правдивое.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Стихотворение написано в жанре философской лирики. Пастернак стремился создать портрет поэзии, лишённой романтического ореола, и показать её через призму повседневности и жизненных трудностей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Основная тема — сущность поэзии и её правдивость. Пастернак раскрывает своё видение поэзии как чего-то приземлённого, доступного и жизненного, находящегося не в сферах возвышенных идеалов, а среди обыденности и труда.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название «Поэзия» обозначает основную тему стихотворения — размышление о природе поэзии и её истинной сути. Автор показывает, что поэзия — это не идеализированный и далёкий образ, а труд, связанный с реальностью и борьбой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Сюжет стихотворения построен на последовательном описании поэзии: от её отрицания как «сладкогласца» и «припева» до её утверждения как источника вечного вдохновения и потока, который не прекращается, даже когда тетрадь кажется пустой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение делится на две части. Первая часть разрушает традиционные представления о поэзии, показывая её в «грязных» и «неприглядных» образах. Во второй части Пастернак раскрывает её истинную суть: поэзия сохраняется как поток, даже когда её смысл становится простым и повседневным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Настроение стихотворения несколько ироничное и меланхоличное, но в то же время торжественное. Автор выступает против идеализированного взгляда на поэзию, выражая через это сложное отношение к творчеству.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова

Ведущие лейтмотивы — труд, повседневность, поток. Опорные слова: «лето с местом в третьем классе», «предместье», «грязнут», «кропают». Они подчеркивают неидеализированную, земную природу поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — поэт, для которого поэзия не связана с идеалами, а является неотъемлемой частью жизни, трудом, требующим усилий и терпения. Герой раскрывается через свое представление о поэзии как о трудном и честном процессе.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Главный лирический персонаж — это сама поэзия, которая предстает не возвышенной, а связанной с обыденной жизнью, настоящей и земной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

Происходит соединение идеализированного представления о поэзии и представления поэта, где поэзия — это не идеалы, а отражение реальной жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Автор выражает уважение к поэзии как к правдивому и сложному искусству, которому присущи не блеск и красота, а честность и глубина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Стихотворение звучит как отрывистая, но мощная мелодия. Музыка стихотворения передает напряжение, указывая на борьбу поэта с идеализированным представлением о своём искусстве.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Ритм ровный, поддерживает внутреннюю борьбу и глубину размышлений о поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка перекрестная (абаб). Рифмы иногда грубые, как будто специально приземлённые, что соответствует образу поэзии в стихотворении.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика проста, насыщена выразительными средствами: эпитеты («сладкогласца», «душная»), метафоры («лето с местом в третьем классе»), сравнения («душная, как май») — все это усиливает образ поэзии как правдивого, но трудного искусства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис разнообразен, в стихотворении встречаются как короткие, отрывистые фразы, так и более длинные предложения, что создает ощущение напряжённого разговора.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись насыщена грубыми, резкими звуками, создающими эффект суровости и честности, подчеркивающими борьбу героя с представлениями о поэзии.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения

Идея стихотворения — поэзия как сложный труд, наполненный жизненной правдой, не стремящейся к украшательству, а к честному отображению реальности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Критики отмечают, что Пастернак в этом стихотворении разрушает традиционные представления о поэзии и предлагает новый, реалистичный образ искусства, которым восхищаются за правдивость и глубину.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Сегодня стихотворение звучит актуально, потому что подчеркивает подлинность поэзии как труда и правды, которая важна в условиях современного мира, где ценится искренность и глубина.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам