Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор: Фёдор Иванович Тютчев
Название: «Она сидела на полу»
История создания: Стихотворение написано в 1858 году. Творческий импульс для написания мог быть вызван личными переживаниями поэта, связанными с утратой любви или воспоминаниями о ней. Конкретное адресное лицо не установлено, но можно предположить, что оно связано с его возлюбленной Еленой Денисьевой.
2. Жанр
Жанр — лирическое стихотворение, так как оно отражает глубокие личные переживания, выраженные через образы и эмоции.
3. Тема стихотворения
Тема: Воспоминания о прошлом и утраченной любви, выраженные через символику писем и их значимость для лирического героя.
Лирический герой — наблюдатель, который испытывает глубокие чувства, глядя на женщину, перебирающую письма, символы ушедших эмоций.
Стихотворение посвящено теме памяти и её влиянию на душевное состояние человека.
4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит грустное и созерцательное настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь проникнутым меланхолией и размышлениями о прошедшем.
Стихотворение проникнуто чувством скорби и печали по утраченным чувствам.
Выражение настроения:
Слова: «остывшую золу», «горестных минут», «страшно грустно».
Средства выразительности: эпитеты («остывшую золу»), метафоры («как души смотрят с высоты»), сравнение («как от присущей милой тени»).
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция (построение) стихотворения
Стихотворение можно разделить на две части:
Описание женщины, перебирающей письма, и её отношение к ним.
Добавить текст Вернуть оригиналРеакция и переживания лирического героя, наблюдающего за этим процессом.
Картины: Видится комната, где женщина сидит на полу, перебирает письма, бросает их с грустью, а рядом стоит мужчина, который глубоко переживает это молча.
Средства выразительности:
Метафора: «как остывшую золу».
Эпитеты: «груду писем», «остывшую золу».
Сравнение: «как души смотрят с высоты».
Повтор: «О, сколько жизни было тут».
6. Размер и рифма стихотворения
Размер — ямб, преимущественно четырехстопный.
Рифма — перекрёстная (ABAB).
Пример из текста:
«Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.»
7. Идея стихотворения
Основная мысль — прошлое оставляет неизгладимый след в душе человека, и воспоминания о любви могут быть одновременно источником боли и размышлений о значимости утраченных чувств.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение вызывает глубокие эмоции, заставляет задуматься о значении памяти и её влиянии на внутренний мир человека. Картина перебирания писем, как символа утраченных чувств, создает сильное впечатление грусти и созерцательной печали.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Она сидела на полу» было написано в 1858 году и опубликовано посмертно.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Это произведение занимает важное место в позднем творчестве Фёдора Тютчева, отражая его характерную склонность к размышлениям о памяти, любви и утраченных чувствах.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение, возможно, было написано под впечатлением личных переживаний поэта, связанных с воспоминаниями о минувшей любви. Жанр — лирическое стихотворение с элементами элегии, что типично для произведений, пронизанных грустью и размышлениями о прошлом.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема — воспоминания о прошлом, утраченной любви и пережитых чувствах. Тютчев передает переживания, связанные с осмыслением прошлой жизни и утраты.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «Она сидела на полу» подчёркивает простоту и обыденность действия, за которым скрывается глубокий эмоциональный подтекст — процесс перебирания писем как символ обращения к воспоминаниям и утраченной любви.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Лирический сюжет движется от описания женщины, перебирающей письма, к глубокому внутреннему отклику лирического героя, который молча наблюдает и переживает свои чувства.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение состоит из двух частей:
Описание действия женщины — перебирания писем и её эмоционального состояния.
Добавить текст Вернуть оригиналПереживания лирического героя, стоящего в стороне.
Нет обрамления; композиция линейная, ведущая к финальному эмоциональному аккорду.
8. Основное настроение, тональность стихотворения
Основное настроение — меланхоличное и созерцательное. Тональность произведения передает грусть и печаль о прошедшем времени.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие
Лейтмотивы: воспоминания, утраченная любовь, грусть.
Опорные слова: «груду писем», «остывшую золу», «горестных минут», «любви и радости убитой».
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — наблюдатель, молча переживающий внутренний катарсис при виде женщины, погружённой в воспоминания. Его самораскрытие происходит через молчаливое сострадание и глубокую эмоциональную вовлечённость.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Женщина, сидящая на полу, — центральный персонаж. Её действия символизируют обращение к прошлому, к пережитым чувствам и воспоминаниям, полным утрат и горечи.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Происходит соединение личных переживаний героев: женщины и лирического героя, чьи мысли о прошлом переплетаются, создавая общий фон скорби и созерцательной грусти.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Позиция автора выражена в элегической грусти. Тютчев передает свои размышления о хрупкости и быстротечности чувств, символически обращаясь к теме памяти.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения создается за счет спокойного ритма и гармонии звуковых сочетаний, передающих меланхоличное настроение.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Размер — ямб, преимущественно четырехстопный, что придает стихотворению размеренность и созерцательность.
16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка — перекрёстная (ABAB). Рифмы преимущественно точные, что усиливает мелодичность и ритмичность стихотворения.
17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика — высокая, эмоционально насыщенная. Используются эпитеты («остывшую золу»), метафоры («души смотрят с высоты»), сравнения («как остывшую золу»).
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Синтаксис включает повторы («О, сколько»), эмоциональные восклицания, что усиливает эмоциональное напряжение и глубину.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись достигается за счет мягких согласных и сочетаний звуков, которые усиливают впечатление грусти и созерцательности.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения — воспоминания о прошлом имеют мощную эмоциональную силу, они могут пробудить как боль утраты, так и сладкую горечь пережитых чувств.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают глубину и эмоциональную насыщенность стихотворения, его способность передать тончайшие душевные переживания и философскую глубину размышлений о времени и памяти.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение звучит актуально, вызывая у читателей глубокий отклик, заставляя задуматься о хрупкости чувств, значении памяти и неизбежности утрат в жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал