Анализ стихотворения Н. С. Гумилёва «Отравленный»

Cart klass
Класс
10
Cart ocenka
Оценка
Cart slov
Кол-во слов:
Cart check
Работа проверена учителем
Да

Краткий

1. Автор и название стихотворения. История создания

Автор стихотворения — Николай Степанович Гумилёв. Название — Отравленный. Точная дата написания и история создания неизвестны, но стихотворение относится к зрелому периоду творчества Гумилёва, когда он активно обращался к темам роковой любви, страдания и самоотречения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр

Жанр — романтическая и мистическая лирика. Это произведение можно отнести к романтической лирике, так как оно отражает сильные чувства и противоречивые эмоции. Присутствие загадочного, мистического элемента (отравление и приближение смерти) подчёркивает романтический характер стихотворения, связанный с фатализмом и любовью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения

Основная тема — роковая любовь, принявшая форму отравления. Лирический герой принимает свою судьбу, осознавая, что любовь к женщине, которая его отравила, приносит не только страдание, но и особое удовлетворение. Герой понимает неизбежность своего конца и находит в этом своём трагическом выборе нечто успокаивающее.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения

В стихотворении царит тревожное, трагическое настроение, переходящее в спокойное принятие. Герой осознаёт, что ему не избежать смерти, но принимает это с некой философской покорностью. Настроение передается через такие слова и образы, как «снеговая», «странно и страшно бледна», «смертельный хмель».

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение стихотворения)

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Описание момента отравления (первые две строфы), где герою подают вино.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Вторая часть — осознание последствий отравления и приближения смерти (средние строфы).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Заключительная часть — принятие смерти и прощание с возлюбленной.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Картины, которые представляются: Видится сцена, где герой принимает от бледной женщины бокал с вином и понимает её намерение, но пьёт с покорностью. В финале представляется героическое прощание с жизнью, словно герой обретает покой, уходя из мира с мыслями о любимой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средства выразительности:

Метафоры: «снеговая» (символ холодности и смерти), «стакан золотого вина» (причина отравления, символ роковой любви).

Эпитеты: «печальная и гибкая», «удивительный сон», «равнина без края».

Олицетворение: «кошмары… душат» передает тяжесть чувств и кошмары, навевающие смерть.

6. Размер и рифма стихотворения

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придаёт тексту ритмическую строгость и подчёркивает неизбежность событий. Рифмовка перекрестная (ABAB), рифмы точные.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пример из текста:

«Ты совсем, ты совсем снеговая, / Как ты странно и страшно бледна!» — четырёхстопный ямб.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Рифмовка перекрестная: «снеговая — бледна», «подавая — вина».

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения

Идея стихотворения — принятие рокового конца и осознание неизбежности судьбы, которая была предначертана любовью. Гумилёв показывает, что любовь способна вести к самоуничтожению, но герой находит в этом акте трагической жертвы особое утешение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения

Стихотворение оставляет впечатление горькой красоты. Гумилёв передаёт атмосферу трагического спокойствия, с которым герой принимает свою судьбу. Это стихотворение заставляет задуматься о том, как любовь, соединённая с фатализмом, может привести к гибели, но при этом оставляет чувство примирения и философской завершённости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации

Автор — Николай Степанович Гумилёв, стихотворение — Отравленный. Точная дата создания неизвестна, но произведение написано в зрелый период творчества Гумилёва. В это время он часто обращался к темам фатальной любви, трагического самоотречения и предопределённости судьбы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта

Отравленный занимает значимое место в лирике Гумилёва, где он исследует тёмные стороны любви, предательства и неотвратимости судьбы. Оно подчеркивает увлечение поэта темой романтической смерти, мистики и предательства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра

Жанр — романтическая лирика с элементами мистики. Гумилёв использует элементы романтической трагедии, где любовь оборачивается гибелью. Выбор жанра подчёркивает напряжение и драматизм ситуации, насыщенной фатальными мотивами.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема

Тема стихотворения — фатальная любовь, ведущая к смерти, и принятие героем этой трагической участи. Лирический герой осознает, что его отравили, но принимает смерть как освобождение от прошлых обид и горестей, оставляя любимой право быть счастливой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия

Название Отравленный отражает центральное событие стихотворения — герой осознаёт, что его отравили, и принимает свою гибель как неизбежный исход. Оно символизирует не только физическое отравление, но и разрушительную силу любви, отравившей душу героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение

Сюжет строится на моменте осознания героем своего отравления. Он принимает стакан вина, видя, как женщина, дрожа, подаёт ему напиток. Герой выпивает вино и предчувствует смерть, но в момент прощания обретает внутренний покой и желает любимой счастья. Движение сюжета — от принятия отравления к примирению со смертью и прощению.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция

Стихотворение можно разделить на три части:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Начальная — момент отравления и принятие стакана вина.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Средняя часть — осознание скорого конца и признание видений.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Заключительная — примирение со смертью и прощание с любимой.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения

Настроение трагическое, обречённое, но с оттенком умиротворения в конце. В начале герой ощущает фатальность момента, но в финале обретает покой. Тональность стихотворения спокойная, подчеркивающая принятие судьбы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие

Лейтмотивы — смерть, отравление, прощение, любовь. Опорные слова: «снеговая», «странно и страшно», «смертельный хмель», «равнина без края». Они создают ощущение фатальной неизбежности и окончательного примирения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия

Лирический герой — человек, примирившийся со своей гибелью. Он раскрывается через внутренний монолог, выражающий как осознание близости смерти, так и внутренний покой. Его слова показывают, что он готов к прощению и к отпусканию всех обид.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы

Женщина, отравившая героя, остается загадочной фигурой. Она печальна и бледна, её действия наполнены страхом и виной. Её образ остаётся нераскрытым, но добавляет мистической таинственности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания

В стихотворении соединяются уровни осознания предательства и примирения. Герой понимает, что его предали, но вместо обиды ощущает внутренний покой и прощение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора

Авторская позиция выражена через спокойное принятие судьбы. Гумилёв показывает, что истинная любовь, даже фатальная, остаётся сильнее обиды, и смерть становится её логическим завершением.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения

Музыка стихотворения напоминает траурный вальс — ритм размеренный, медленный, подчёркивающий принятие неизбежного. Она создаёт атмосферу умиротворяющей печали.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, придающим тексту ритмическую плавность и спокойствие. Это усиливает ощущение умиротворенности героя.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм

Рифмовка перекрестная (ABAB), рифмы точные. Такая структура придаёт стихотворению стройность и завершённость, подчеркивая судьбоносность событий.

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства

Лексика стихотворения эмоционально насыщенная, трагическая. Метафоры («равнина без края», «снеговая») и эпитеты («удивительный сон», «смертельный хмель») усиливают атмосферу мистики и фатальности.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис

Синтаксис плавный, текучий, насыщен короткими, выразительными фразами, подчёркивающими неизбежность смерти. Повторы усиливают чувство принятия судьбы.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха

Звукопись подчёркивает мягкость и спокойствие стихотворения. Преобладание звуков «с» и «ш» создаёт тихую, мрачную атмосферу, которая усиливает тему смерти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения

Идея стихотворения — принятие судьбы и примирение с трагическим исходом, который предопределён роковой любовью. Гумилёв показывает, что любовь может быть разрушительной, но её принятие приносит утешение и прощение.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении

Критики отмечают уникальный стиль Гумилёва в создании образов роковой любви и мистической предопределённости. Стихотворение высоко ценится за глубину эмоциональных переживаний и философский подтекст.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни

Сегодня стихотворение Отравленный сохраняет актуальность как отражение темы фатальной любви, которая остаётся неизменной. Стихотворение вызывает отклик у читателей, стремящихся понять природу любви, которая порой ведёт к саморазрушению и трагическому примирению.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам