Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор стихотворения — Владимир Владимирович Маяковский, а его название — «О дряни». Это стихотворение написано в 1922 году, когда Маяковский критически отзывался о советской действительности. Стихотворение посвящено теме буржуазного обывательства, проникшего в быт советских людей. Поэт выступает против мещанства и обывательщины, осуждая лицемерие и меркантильность, которые стали особенно заметны после первых лет революции.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Жанр
Стихотворение можно отнести к жанру сатирической поэзии, поскольку Маяковский высмеивает и критикует обывательскую мораль и мещанство, показывая их как врагов революционных идеалов. Этот жанр позволяет автору обостренно выразить своё отношение к теме, используя гиперболу, сарказм и резкую сатиру.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения
Главная тема стихотворения — осуждение обывательщины, которая, по мнению Маяковского, угрожает революционным достижениям. Лирический герой открыто противопоставляет себя этому мещанскому укладу жизни. Образы произведения представлены в лицах мещан и их привычках, символах обывательского благополучия (уютные кабинеты, самовар, канарейки). Стихотворение посвящено теме революционной борьбы против мещанства, которое, по мнению поэта, мешает развитию нового социалистического общества.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит сатирическое, обличительное настроение. Оно остается неизменным на протяжении всего произведения. Произведение пронизано чувством разочарования и гнева по отношению к мещанству. Это настроение выражается через едкие выражения и саркастические описания быта обывателей, особенно в таких строках, как «на стенке Маркс. Рамочка ала», «оголтелая канареица» и других. Сатирическое настроение подчеркивается использованием метафор, гиперболы и образов героев, как, например, обывателя, который стремится лишь к личной выгоде.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Композиция стихотворения
Стихотворение построено как последовательное развитие мысли, и его можно разделить на три основные части:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая часть — вступление, где поэт говорит о необходимости разоблачить «дрянь» — мещанство.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть — описание быта мещан, проникших в советские учреждения, и их повседневной жизни, полной обывательских забот.
Добавить текст Вернуть оригиналТретья часть — финал, в котором портрет Карла Маркса, как символ идеалов революции, будто бы возмущается этим мещанством.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины представляются яркими и сатирическими: уютные кабинеты, семейные обычаи за самоваром и канарейки в клетках. Для создания образа мещанского быта автор использует метафоры (например, «оперенья переменив»), эпитеты (как «оголтелая канареица»), олицетворение (Маркс «смотрел, смотрел…»), а также повторы и восклицания («Товарищ Надя!»). Эти средства помогают автору передать контраст между революционными идеалами и мещанским бытом.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма стихотворения
Стихотворение написано ямбом с различными размерами строк. В стихотворении используется перекрестная рифма (АБАБ), что придает ему четкий ритм и подчеркивает акцент на концовках строк, где выражены ключевые мысли и эмоции автора.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения — осуждение мещанства и обывательщины, которые поэт воспринимает как угрозу революционным идеалам. Маяковский хочет донести до читателя, что обывательский быт и мещанские интересы являются врагами социалистических преобразований. Он обращается к людям с призывом не терять бдительность и сохранять чистоту революционных идеалов, не допуская, чтобы мещанство погубило их.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит сильное впечатление своим сарказмом и обличительным тоном. Маяковский рисует яркие и меткие образы, которые сразу передают его отношение к обывательству. Применение сатиры и сарказма вызывает у читателя отторжение к изображенному мещанскому быту, что, безусловно, является заслугой поэта.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «О дряни» было написано в 1922 году. Оно появилось в период, когда Маяковский все больше выражал свои сомнения и разочарования относительно социальных перемен и наблюдал за новыми порядками в советском обществе.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта
«О дряни» занимает важное место в позднем творчестве Маяковского. Это одно из его произведений, где он обращается к теме обывательщины и критики тех, кто предал революционные идеалы, ради которых велась борьба. Поэт подвергает осуждению тех, кто, по его мнению, отступил от первоначальных замыслов и идеалов революции.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра
Стихотворение написано в жанре сатиры и социальной критики. Маяковский использует свой яркий поэтический стиль для осуждения мещанства, обывательщины и бюрократии, которые, как он считает, подрывают основы революции. Этот жанр позволяет ему резко и язвительно обличать пороки общества.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема
Основная тема стихотворения — разоблачение мещанства и бюрократической обывательщины, которые поэт воспринимает как угрожающие революционным идеалам. Маяковский осуждает тех, кто, заняв высокие посты, использует их для личного обогащения и комфортного быта, забывая о революции.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия
Название «О дряни» подчеркивает презрение поэта к тем, кого он осуждает. «Дрянь» в данном контексте обозначает мещанство, пустое, низменное, обывательское мышление, которое Маяковский презирает и считает опасным для социалистического строя.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет стихотворения строится вокруг описания обывательского быта и мещанского окружения, которое, по мнению поэта, мешает революции. В начале стихотворения поэт заявляет о намерении разоблачить мещанство, затем описывает их быт, их мысли и мечты. В конце Маркс, с портрета, будто возмущается этим мещанством.
Добавить текст Вернуть оригинал7. Композиция
Стихотворение можно разделить на три части: введение, где поэт заявляет о своём намерении говорить «о дряни»; основная часть с описанием обывательского быта; и заключение, где через образ портрета Маркса выражается осуждение поэта. В стихотворении присутствует обрамление — начало и конец объединены темой критики мещанства.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Тон стихотворения — обличительный, саркастический, с элементами иронии. Поэт насмехается над обывателями, осуждает их образ жизни и критикует. Настроение не меняется, оставаясь пронизанным гневом и презрением к мещанству.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова
Ведущими лейтмотивами стихотворения являются темы мещанства, бюрократического застоя и забвения революционных идеалов. Опорные слова: «мещанин», «самовар», «канареица», «кабинеты и спаленки», «товарищ Надя», «Марс». Эти слова символизируют уютный и обывательский мир, противопоставленный революции.
Добавить текст Вернуть оригинал10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой стихотворения — это сам поэт, разочарованный и возмущенный. Он раскрывается через обличительные выражения, сарказм и гиперболу, выражающие его обостренное чувство справедливости и критичность к обществу.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Персонажами стихотворения являются мещане, бюрократы, живущие «тише воды». Их переживания — исключительно бытовые и обывательские, сводящиеся к материальным и мелким целям. Эти герои лишены высоких идеалов и находятся в разрыве с революцией, что вызывает у поэта осуждение.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
В стихотворении сталкиваются два уровня сознания: революционное сознание, призывающее к борьбе и самопожертвованию, и обывательское, мещанское сознание, которое стремится к личному комфорту и материальному благополучию.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора
Авторская позиция выражена в негодовании и презрении. Маяковский резко осуждает мещанский образ жизни, видя в нём угрозу для революционных идеалов. Его переживания переданы через саркастические и гневные строки.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения
Стихотворение обладает яркой ритмикой, почти «маршевой» музыкальностью, что усиливает резкий и обличительный тон произведения. Ритм помогает подчеркнуть авторское негодование и сарказм.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер
Стихотворение написано ямбом с разным количеством стоп в строках, что позволяет Маяковскому чередовать ритмы для придания динамики.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм
Рифма в стихотворении перекрестная (АБАБ), что делает текст более выразительным. Рифмы чаще всего точные, что придает стихотворению четкость и структурированность.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства
Маяковский использует просторечия («зады», «галифища»), что придает тексту сатирический оттенок. Также применяются эпитеты и метафоры: «мурло мещанина», «оголтелая канареица», создающие яркие образы обывательского быта.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис
Маяковский активно использует риторические вопросы, обращения, повторы. Синтаксис насыщен восклицательными конструкциями и короткими фразами, что придаёт тексту динамику и эмоциональную насыщенность.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Стихотворение насыщено аллитерацией и ассонансом, создающими звуковой ритм. Например, звуки «р» и «к» передают резкость и обличительный тон произведения.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа
Идея стихотворения заключается в осуждении мещанства и бюрократии, которые, по мнению Маяковского, противоречат революционным идеалам и мешают развитию социалистического общества.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают сатирическую силу Маяковского и его резкость в обличении недостатков общества. «О дряни» считается ярким примером политической сатиры, в которой поэт подчеркивает свое разочарование новыми порядками и мелочностью советского быта.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни
Сегодня стихотворение продолжает звучать актуально, так как тема борьбы с мещанством и обывательщиной остается злободневной. Маяковский с его призывом к высоким идеалам и осуждением пустого, обывательского существования находит отклик у современных читателей, выступая символом борьбы за правду и справедливость.
Добавить текст Вернуть оригинал