Краткий
1. Автор и название стихотворения.
Автор: Константин Михайлович Симонов.
Название: «Атака».
История создания: Стихотворение написано в годы Великой Отечественной войны и посвящено солдатам, участвующим в боевых действиях. Оно передает переживания человека, находящегося на линии фронта и готовящегося к атаке. Симонов, как фронтовой корреспондент, часто описывал события и эмоции людей на войне, стремясь донести до читателя реализм и трагизм происходящего.
2. Жанр.
Военная лирика, так как стихотворение описывает состояние и переживания солдата перед атакой, а также саму атаку. Лирика позволяет Симонову передать эмоциональную напряженность и реалистичность боевых действий.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Тема стихотворения.
Основная тема — внутреннее состояние солдата перед атакой и во время нее. Лирический герой испытывает страх, напряжение и желание остаться на земле, но поднимается и бежит в атаку, выполняя свой долг. Стихотворение посвящено героизму и самопожертвованию людей, идущих на фронт.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Настроение стихотворения.
В стихотворении царит напряженное и тревожное настроение, которое сохраняется и усиливается на протяжении всего текста.
Стихотворение проникнуто чувством страха и решимости.
Настроение выражается через детали, такие как «примерзший стебель ковыля», «разрывов дымные следы», и через действия героя, который вынужден подняться и идти в атаку, несмотря на желание остаться в безопасности.
5. Композиция (построение) стихотворения.
Стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть: описание мыслей и чувств солдата перед атакой, его желание остаться на земле, найти в ней укрытие.
Вторая часть: момент атаки и напряжение последних метров, когда жизнь и смерть равны.
Композиция линейная, с переходом от размышлений героя к действию, создавая напряжение и динамику.
Картины, которые видятся: солдат, стоящий на снегу перед атакой, его взгляд на окрестности, и затем его бег по снегу под ветром и звуки свистка.
Автор использует метафоры («чтобы оторваться, рук мало — надо два крыла»), сравнения и олицетворения, чтобы передать состояние героя и усилить эмоциональное восприятие атаки.
6. Размер и рифма стихотворения.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой (АВАВ).
Пример из текста:
«Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу.»
7. Идея стихотворения (основная мысль).
Основная мысль стихотворения — передать страх и напряжение солдата перед атакой и показать его решимость, несмотря на желание остаться в безопасности. Симонов хотел донести до читателя чувство ответственности и самопожертвования, которое испытывают люди на войне.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Личные впечатления от стихотворения.
Стихотворение производит сильное впечатление, погружая читателя в состояние солдата перед атакой. Симонов умело передает внутренний конфликт между страхом и обязанностью, создавая напряженную атмосферу. Ощущается реализм происходящего, и каждый образ помогает погрузиться в атмосферу боя и понять, насколько сложны эмоции и действия людей в такие моменты.
Добавить текст Вернуть оригинал
Подробный
1. Дата написания и публикации.
Стихотворение написано в годы Великой Отечественной войны. Оно отражает реалии боевых действий и личные переживания солдат, участвующих в атаке. Симонов, как фронтовой корреспондент и поэт, стремился передать страх и напряжение, которые испытывают бойцы на линии фронта.
Добавить текст Вернуть оригинал2. Место, занимаемое в творчестве поэта.
Стихотворение является частью военной лирики Симонова, в которой он подробно раскрывает внутренний мир солдат, их страхи, чувства и силу воли. В поэзии Симонова это произведение подчеркивает его мастерство в изображении психологического состояния человека на войне.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Творческая история. Выбор жанра.
«Атака» — лирическое военное стихотворение, описывающее моменты перед атакой и саму атаку. Симонов выбрал этот жанр, чтобы показать внутренний конфликт, напряжение и страх, которые испытывают солдаты в бою. Лирика позволяет передать эмоциональную глубину и реализм происходящего.
Добавить текст Вернуть оригинал4. Основная тема.
Основная тема — психологическое состояние солдата перед атакой и во время нее. Лирический герой ощущает страх и желание укрыться, но, несмотря на это, продолжает двигаться вперед, выполняя свой долг. Стихотворение посвящено героизму, самопожертвованию и борьбе за жизнь и свободу.
Добавить текст Вернуть оригинал5. Смысл названия.
Название «Атака» отражает суть стихотворения — напряженный момент перед боем, когда солдат собирается с силами, чтобы совершить решительное действие. Оно подчеркивает драматизм и ответственность, с которыми сталкиваются бойцы на фронте.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Лирический сюжет и его движение.
Сюжет строится на последовательном описании состояния солдата:
Добавить текст Вернуть оригиналПервая часть: размышления и наблюдения героя перед атакой. Он видит землю как укрытие и желает остаться на ней.
Вторая часть: момент, когда звучит свисток, и герой, несмотря на свои чувства, поднимается и идет вперед.
Движение сюжета от раздумий к действию усиливает драматизм, показывая, как внешние обстоятельства преодолевают внутренний страх.
7. Композиция.
Стихотворение можно разделить на две части:
Первая часть: описание размышлений и состояния героя перед атакой, его мысли и чувства.
Вторая часть: действие — момент, когда герой встает и начинает атаку, несмотря на внутренний страх и желание остаться в безопасности.
Композиция выстроена линейно, с переходом от размышлений к действию, что создает ощущение движения и напряженности.
8. Основное настроение, тональность стихотворения.
Настроение — напряженное и тревожное. Оно сохраняется на протяжении всего текста, усиливаясь к моменту атаки. Тональность трагическая и реалистичная, передающая всю тяжесть и страх войны.
Добавить текст Вернуть оригинал9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.
Ведущие лейтмотивы: страх, долг, борьба за жизнь.
Опорные слова: «свисток», «снег», «земля», «атака», «жизнь со смертью наравне». Эти слова подчеркивают напряжение и опасность момента.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.
Лирический герой — солдат, переживающий сложный внутренний конфликт между страхом и долгом. Он раскрывается через свои мысли и действия: сначала он желает укрыться и спрятаться, но затем поднимается и идет вперед, показывая свою силу воли.
Добавить текст Вернуть оригинал11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.
Основной персонаж — солдат, переживающий мгновения перед атакой. Его судьба — столкновение с войной, где он вынужден преодолевать страх ради выполнения долга. В стихотворении акцентируется на его внутреннем состоянии и решимости, которые становятся символом общего героизма солдат.
Добавить текст Вернуть оригинал12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.
Происходит столкновение между личным и общественным: страх солдата и его желание остаться на месте противостоят его долгe идти вперед в атаку. Внутренний мир героя сталкивается с внешними обстоятельствами, что подчеркивает сложность и драматизм ситуации.
Добавить текст Вернуть оригинал13. Позиция автора.
Позиция автора — восхищение и сострадание. Симонов передает глубокие переживания и сомнения солдата, выражая уважение к тем, кто идет в атаку, несмотря на страх. Он подчеркивает героизм, связанный с самопожертвованием и преодолением себя.
Добавить текст Вернуть оригинал14. Музыка стихотворения.
Музыка стихотворения — ритмичная и тревожная, передающая напряжение перед атакой. Плавное чередование строк и короткие предложения создают ритм, напоминающий шаги солдата и звуки свистка.
Добавить текст Вернуть оригинал15. Ритм, размер.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что создает ритмичность и динамичность. Это подчеркивает напряженность и движение вперед, характерные для состояния солдата перед атакой.
Добавить текст Вернуть оригинал16. Рифмовка, характер рифм.
Рифмовка перекрестная (АВАВ), рифмы точные. Это придает стихотворению структурированность и помогает создать ощущение непрерывного движения и сдержанной решимости героя.
Добавить текст Вернуть оригинал17. Лексика. Языковые выразительные средства.
Лексика стиха простая и выразительная. Симонов использует эпитеты («примерзший стебель», «грузный шаг»), метафоры и сравнения («рук мало — надо два крыла»), чтобы передать мысли и чувства солдата, показать его связь с землей и подчеркнуть напряженность момента.
Добавить текст Вернуть оригинал18. Поэтический синтаксис.
Синтаксис прост, предложения короткие и сдержанные, что соответствует описываемой ситуации. Автор использует риторические конструкции и повторы, чтобы усилить эмоциональное восприятие и подчеркнуть внутренний конфликт героя.
Добавить текст Вернуть оригинал19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.
Звукопись создается за счет использования звуков «к», «р», «с», которые передают напряжение и ощущение холода и опасности. Чередование звонких и глухих звуков создает ощущение ритма, соответствующего шагам солдата и звучанию свистка.
Добавить текст Вернуть оригинал20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.
Идея стихотворения — показать внутреннюю борьбу солдата, его страх и героизм перед атакой. Симонов стремится донести, что война — это не только борьба с врагом, но и с собой, и что героизм заключается в преодолении собственных сомнений и страха.
Добавить текст Вернуть оригинал21. Отзывы критиков о стихотворении.
Критики отмечают, что Симонов в этом стихотворении достигает высокой степени реализма, показывая, что война — это не только физическая битва, но и психологическое испытание. Они подчеркивают мастерство автора в изображении состояния солдата и в создании напряженной атмосферы.
Добавить текст Вернуть оригинал22. Звучание стихотворения в наши дни.
В наши дни стихотворение сохраняет свою актуальность и силу, передавая переживания и внутренний конфликт человека на войне. Оно напоминает о том, что героизм — это не только победа над врагом, но и преодоление собственного страха и сомнений.
Добавить текст Вернуть оригинал