Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Прохожий»

Краткий

1. Автора и название стихотворения. История создания.

Автор: Марина Ивановна Цветаева
Название: «Прохожий»
История создания: Стихотворение было написано в 1924 году, когда Цветаева находилась в эмиграции. Оно адресовано прохожему, который, проходя мимо могилы, может остановиться и вспомнить о жизни лирического героя. Стихотворение отражает размышления поэтессы о жизни, смерти и отношении к ним.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Жанр.

Жанр: Лирическая поэзия, так как в стихотворении выражаются личные чувства и переживания автора, которые направлены к другому человеку, прохожему.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Тема стихотворения.

Тема: Стихотворение посвящено размышлениям о жизни, смерти и памяти. Лирический герой – это голос из могилы, который обращается к прохожему, призывая его остановиться и задуматься о своем существовании и о том, как он помнит других.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Лирический герой представлен как некая персонаж, которая когда-то жила и испытывала чувства, сравнивая себя с прохожим. Образы, упоминаемые в произведении, – это могила, цветы, земляника, которые символизируют жизнь и смерть, радость и печаль.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Настроение стихотворения.

Настроение: В стихотворении царит трагическое, но в то же время и легкое настроение. Оно меняется на протяжении стихотворения: от скорби и печали к нежному воспоминанию о жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Стихотворение проникнуто чувством ностальгии и иронии. Настроение выражается через такие слова, как «слепота», «могила», «грязь», которые создают контраст с более светлыми образами — «смеяться», «освещает», «золотая пыль».

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Композиция (построение) стихотворения.

Композиция: Стихотворение можно разделить на три части:

Первая часть: Обращение к прохожему, описание его состояния.

Вторая часть: Воспоминания о жизни, выраженные в образах, таких как кровь, кудри и улыбка.

Третья часть: Призыв не грустить, не стоять угрюмо, а легкостью забыть о лирическом герое.

Каждая часть служит для создания различных эмоций и образов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Автор использует метафоры («кровь приливала к коже»), эпитеты («слепоты куриной»), обращения («Прохожий, остановись!») и риторические вопросы для вовлечения читателя и создания глубины образов.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Размер и рифма стихотворения.

Размер: Стихотворение написано в ямбе, что создает мелодичность и ритмичность.

Рифма: Смешанная (перекрестная и пару) – например, «день» и «нельзя», «чуть» и «забудь». Это подчеркивает звуковую гармонию.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Идея стихотворения (основная мысль).

Идея: Основная мысль стихотворения заключается в том, что жизнь и смерть переплетены, и важно помнить о том, что человек, даже покинувший этот мир, оставляет след в сердцах других. Цветаева подчеркивает, что жизнь продолжается даже после смерти, и важнее, как мы помним и живем.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Личные впечатления от стихотворения.

Стихотворение «Прохожий» оставляет глубокое впечатление своей эмоциональностью и нежностью. Оно заставляет задуматься о жизни, о том, как мы относимся к памяти о других, и о том, как легко забыть о том, что было дорого. Цветаева мастерски передает внутренние переживания через образы и тонкие нюансы, что делает это произведение особенно трогательным и значимым.

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

Подробный

1. Дата написания и публикации.

Стихотворение «Прохожий» написано в 1924 году. Оно впервые было опубликовано в сборнике «Стихи разных лет» в 1926 году.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2. Место, занимаемое в творчестве поэта.

Стихотворение занимает важное место в творчестве Цветаевой, так как отражает её философские размышления о жизни и смерти, о памяти и любви. В это время поэтесса переживает сложные моменты, связанные с эмиграцией и потерей близких.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3. Творческая история. Выбор жанра.

Творческая история стихотворения связана с личными переживаниями Цветаевой, её чувством одиночества и стремлением выразить свою индивидуальность. Выбор жанра — лирическая поэзия — позволяет поэтессе глубже раскрыть свои эмоции и чувства.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4. Основная тема.

Основная тема стихотворения — размышление о жизни и смерти, памяти и забвении. Лирический герой обращается к прохожему, предлагая ему задуматься о своем существовании и о том, как важно помнить о жизни даже после смерти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5. Смысл названия.

Название «Прохожий» символизирует мимолетность жизни и отношения между людьми. Прохожий становится метафорой для каждого из нас, кто проходит мимо других, не замечая их страданий и радостей.

  Добавить текст Вернуть оригинал

6. Лирический сюжет и его движение.

Лирический сюжет строится вокруг обращения к прохожему, который, проходя мимо могилы, останавливается, чтобы вспомнить о лирическом герое. Сюжет движется от призыва к остановке и размышлению к воспоминаниям о жизни и призыву не забывать.

  Добавить текст Вернуть оригинал

7. Композиция.

Стихотворение состоит из трех частей:

Обращение к прохожему — первое и второе четверостишие.

Воспоминания о жизни — третье и четвертое четверостишие, где лирический герой говорит о своих чувствах и переживаниях.

Заключительный призыв — последние строчки, где подчеркивается легкость забвения и важность воспоминаний.

Обрамление создается за счет обращения к прохожему в начале и в конце стихотворения.

  Добавить текст Вернуть оригинал

8. Основное настроение, тональность стихотворения.

Настроение стихотворения — смешанное, с элементами ностальгии и легкой иронии. Оно содержит элементы грусти, но в то же время подчеркивает радость жизни и важность памяти. Тональность изменяется от печали к легкости и игривости.

  Добавить текст Вернуть оригинал

9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова, их передающие.

Основные лейтмотивы — память, жизнь, смерть, забвение. Опорные слова: «остановись», «смеяться», «могила», «голос из-под земли». Эти слова создают контраст между жизнью и смертью, радостью и печалью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия.

Лирический герой представлен как голос умершей, обращающийся к прохожему. Его своеобразие заключается в том, что он говорит о себе как о живом человеке, вспоминая о своих чувствах и радостях. Самораскрытие происходит через воспоминания и прямое обращение к прохожему.

  Добавить текст Вернуть оригинал

11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы.

Лирические персонажи включают самого прохожего и лирического героя. Прохожий представлен как человек, который, возможно, не осознает важность памяти о других. Лирический герой переживает за свою память и обращается к прохожему с просьбой помнить о жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

Стихотворение соединяет уровни сознания живых и мертвых. Лирический герой, будучи мертвым, все еще имеет голос и желание быть услышанным, что создает интересное взаимодействие между жизнью и смертью.

  Добавить текст Вернуть оригинал

13. Позиция автора.

Авторская позиция пронизана элегической грустью и ностальгией. Цветаева передает свои переживания о потере и о том, как важно помнить о тех, кто ушел.

  Добавить текст Вернуть оригинал

14. Музыка стихотворения.

Музыка стихотворения создается через мелодичность строк, использование аллитерации и ассонанса. Это усиливает эмоциональную окраску и делает произведение более выразительным.

  Добавить текст Вернуть оригинал

15. Ритм, размер.

Стихотворение написано в ямбе, что придает ему ритмичность и гармонию. Ритм свободный, что позволяет автору выразить свои мысли и чувства более свободно.

  Добавить текст Вернуть оригинал

16. Рифмовка, характер рифм.

Рифмовка смешанная — как перекрестная, так и параллельная. Рифмы разнообразные и создают ощущение легкости и воздушности, например, «глаз» и «низ», «лет» и «могила».

  Добавить текст Вернуть оригинал

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

Лексика простая, но насыщенная образами. Цветаева использует эпитеты («золотая пыль»), метафоры («голос из-под земли») и риторические вопросы, что усиливает выразительность текста.

  Добавить текст Вернуть оригинал

18. Поэтический синтаксис.

Синтаксис стихотворения разнообразен: используются как короткие, так и длинные предложения, что создает динамичность и позволяет передать разные эмоции.

  Добавить текст Вернуть оригинал

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Звукопись в стихотворении создает определенную атмосферу: мягкие и звонкие звуки подчеркивают нежность воспоминаний, а резкие звуки — печаль. Аллитерация и ассонанс помогают создать музыкальность и ритм.

  Добавить текст Вернуть оригинал

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

Идея стихотворения заключается в важности памяти о жизни, о том, как важно помнить и оказывать внимание тем, кто ушел, а также в том, что жизнь и смерть переплетены и взаимосвязаны.

  Добавить текст Вернуть оригинал

21. Отзывы критиков о стихотворении.

Критики отмечают глубокую эмоциональную насыщенность и философскую глубину стихотворения, его уникальный стиль и мастерство Цветаевой в передаче сложных чувств.

  Добавить текст Вернуть оригинал

22. Звучание стихотворения в наши дни.

Стихотворение остается актуальным и сегодня, вызывая у читателей размышления о жизни, смерти и важности памяти. Его глубокие эмоциональные переживания находят отклик у современного читателя, и оно продолжает вдохновлять.

  Добавить текст Вернуть оригинал
Скачать ответ

Анализ стихотворения на схожие темы

Решебники по другим предметам