Краткий
1. Автор и название стихотворения. История создания
Автор — Александр Сергеевич Пушкин, стихотворение называется «Наполеон». Оно было написано в 1821 году, через несколько лет после смерти Наполеона в 1821 году на острове Святой Елены. Стихотворение было посвящено осмыслению жизни и падения великого полководца, который оставил глубокий след в мировой истории, в том числе в России.
2. Жанр
Жанр стихотворения можно определить как историко-философская элегия. Оно посвящено размышлениям о судьбе Наполеона, его величии и падении. Также присутствуют элементы оды, поскольку автор размышляет о значении личности Наполеона для мировой истории.
3. Тема стихотворения
Тема стихотворения — судьба Наполеона, его возвышение и падение. Лирический герой размышляет о фигуре Наполеона как великого завоевателя, чья эпоха закончилась в ссылке на пустынном острове. Образ Наполеона символизирует и трагедию чрезмерного честолюбия, и величие человеческого духа. Стихотворение посвящено памяти Наполеона и его влиянию на европейскую историю.
4. Настроение стихотворения
В стихотворении царит торжественное, но одновременно трагическое настроение. В начале стихотворения ощущается восхищение перед величием Наполеона, но по мере его развития настроение меняется, переходя к чувству горечи и сожаления о его падении. Стихотворение проникнуто чувством восхищения перед мощью человека, который изменил судьбы народов, но затем оказался в одиночестве и изгнании. Это выражается через такие слова, как «угас», «неволе мрачной», «плененный», «позор».
5. Композиция
Стихотворение можно разделить на три части:
Первая часть (вступление) описывает гибель и падение Наполеона, его величие и последующее одиночество.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть — это размышления о его правлении и последствиях его власти для народов Европы.
Добавить текст Вернуть оригиналТретья часть фокусируется на последних днях Наполеона, его изгнании и осмыслении его наследия.
Добавить текст Вернуть оригиналКартины, которые представляются: мне видится образ могилы Наполеона среди волн, а также сцены его побед и поражений, мятежных армий и страдающих народов Европы.
Добавить текст Вернуть оригиналСредства выразительности:
Метафоры: «угас великий человек», «цепи лаврами обвил».
Добавить текст Вернуть оригиналЭпитеты: «грозный век», «мрачная неволя».
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворение: «длань народной Немезиды».
Добавить текст Вернуть оригиналПовторы и риторические вопросы подчеркивают драматизм событий: «Кто подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?».
Добавить текст Вернуть оригиналЭти средства помогают создать атмосферу исторической величественности и одновременно трагизма судьбы Наполеона.
Добавить текст Вернуть оригинал6. Размер и рифма
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, что придает ему строгость и величавость. Пример из текста:
«Угас великий человек».
Рифмовка перекрестная (ABAB), что придает стихотворению стройность и мелодичность.
7. Идея стихотворения
Основная мысль стихотворения — это размышления о неустойчивости человеческой славы и власти. Пушкин подчеркивает, что даже великие люди, такие как Наполеон, могут пасть, и их судьбы подвержены изменчивости времени. Автор хочет донести мысль о том, что честолюбие и стремление к власти могут привести к трагическому концу, как это случилось с Наполеоном.
8. Личные впечатления от стихотворения
Стихотворение производит впечатление глубокой философской работы, в которой Пушкин размышляет о судьбе одного из величайших исторических деятелей. Чувствуется восхищение перед мощью человеческого духа и одновременно осознание его бренности.
Подробный
1. Дата написания и публикации
Стихотворение «Наполеон» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1821 году, вскоре после смерти Наполеона Бонапарта на острове Святой Елены. Оно было опубликовано в составе более поздних сборников стихотворений Пушкина.
2. Место, занимаемое в творчестве поэта
Это стихотворение занимает особое место в творчестве Пушкина, так как отражает его философские размышления о великих исторических личностях и их влиянии на судьбы народов. В этом произведении Пушкин анализирует судьбу Наполеона — фигуры, которая оставила значительный след в европейской истории, в том числе и в России.
3. Творческая история. Выбор жанра
Выбор жанра можно отнести к философской элегии с элементами исторической оды. Пушкин размышляет о судьбе Наполеона, его возвышении и падении, и через это выражает свои взгляды на природу власти и судьбы. Элегический тон подчёркивает трагизм судьбы Наполеона, а элементы оды служат для выражения величия его фигуры.
4. Основная тема
Основная тема стихотворения — это судьба Наполеона, его возвышение, победы и падение. Пушкин размышляет о том, как Наполеон повлиял на историю Европы и какое наследие он оставил. Автор проводит параллели между величием и жестокостью Наполеона, подчёркивая, что его судьба — это пример тщетности человеческой власти и славы.
5. Смысл названия
Название «Наполеон» говорит о главной фигуре стихотворения — французском императоре, чья жизнь и падение символизируют неустойчивость власти и славы. Через это название Пушкин акцентирует внимание на исторической значимости и трагедии личности, которая оказалась подвержена роковой судьбе.
6. Лирический сюжет и его движение
Сюжет стихотворения описывает жизнь и смерть Наполеона, начиная с момента его смерти и заканчивая размышлениями о его историческом наследии. Пушкин проводит лирический рассказ о том, как Наполеон достиг высот власти, но его падение оказалось неизбежным, что привело его к ссылке и гибели. Сюжет движется от описания славы и величия к осмыслению его трагического конца.
7. Композиция
Стихотворение можно разделить на три части:
В первой части говорится о смерти Наполеона и его захоронении вдали от родины.
Добавить текст Вернуть оригиналВторая часть описывает его жизнь, победы, войны и политические интриги.
Добавить текст Вернуть оригиналТретья часть посвящена его падению и последнему периоду жизни в изгнании.
Добавить текст Вернуть оригиналТакая композиция подчёркивает переход от величия к падению, что соответствует общей философской мысли стихотворения о непостоянстве человеческой судьбы.
Добавить текст Вернуть оригинал8. Основное настроение, тональность стихотворения
Настроение стихотворения меняется от торжественного к трагическому. В начале Пушкин воспевает величие Наполеона, но затем настроение переходит к размышлениям о его падении и страданиях в изгнании. Тональность стихотворения элегическая и философская, с нотками сожаления и горечи.
9. Ведущие лейтмотивы, опорные слова
Ведущие лейтмотивы — величие, падение, изгнание, судьба, слава и бессмертие. Опорные слова: «угас великий человек», «неволе мрачной», «грозный век», «плененный», «позор», «величие постыдное», «тиран». Эти слова передают основные чувства и темы стихотворения.
10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия
Лирический герой — сам Пушкин, осмысляющий фигуру Наполеона и его место в истории. Через размышления о жизни и судьбе императора Пушкин раскрывает свои философские взгляды на власть, славу и их преходящесть. Он использует образ Наполеона как символ падения человеческой гордыни и силы.
11. Лирические персонажи, их переживания, судьбы
Главный лирический персонаж — Наполеон, чья судьба отражена в стихотворении через призму величия и падения. Наполеон изображён как величественный, но в то же время трагический персонаж, переживающий унижение и одиночество в ссылке. Его переживания отражают мучения человека, чья судьба оказалась подвержена ударам судьбы.
12. Столкновение или соединение различных уровней сознания
Стихотворение соединяет историческое осмысление судьбы Наполеона с личными философскими размышлениями Пушкина. Здесь сталкиваются величие и жестокость, победы и падения, личная гордыня и неизбежность поражения перед лицом судьбы.
13. Позиция автора
Позиция автора выражена в элегической грусти и философском осмыслении судьбы Наполеона. Пушкин восхищается величием личности, но в то же время осуждает её гордыню и злоупотребление властью. Автор также показывает, как мимолётна слава и как трагичен путь тех, кто пренебрегает человеческими ценностями.
14. Музыка стихотворения
Музыка стихотворения подчёркивает его величие и трагизм. Тяжёлый, торжественный ритм и мелодичность ямба создают ощущение исторической важности и драматизма судьбы Наполеона.
15. Ритм, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему стройность и торжественность. Пример:
«Угас великий человек».
Этот размер способствует созданию величественного и философского настроения.
16. Рифмовка, характер рифм
Рифмовка перекрестная (ABAB), что создаёт чёткую и гармоничную структуру стихотворения. Рифмы точные, что подчёркивает стройность и музыкальность текста.
17. Лексика. Языковые выразительные средства
Лексика стихотворения возвышенная, с использованием исторических и философских терминов. Среди языковых средств можно выделить метафоры («угас великий человек», «жажду власти утолил»), эпитеты («грозный век», «величие постыдное»), олицетворения («длань народной Немезиды»), риторические вопросы.
18. Поэтический синтаксис
Синтаксис стихотворения торжественный и сложный, с использованием длинных предложений, риторических вопросов и восклицаний. Это подчёркивает философскую направленность текста.
19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха
Звукопись подчёркивает трагизм и величие происходящего. Мягкие и звонкие согласные создают плавное и мелодичное звучание, что способствует передаче философской глубины стихотворения.
20. Идея стихотворения
Идея стихотворения заключается в том, что величие и слава могут быть мимолётными, а судьба человека зависит от его поступков. Пушкин через образ Наполеона показывает, что даже самые могущественные личности могут оказаться жертвами собственной гордыни и амбиций.
21. Отзывы критиков о стихотворении
Критики отмечают, что это стихотворение является одним из лучших в осмыслении исторической фигуры Наполеона. Пушкин сумел передать как величие, так и трагедию этой личности, а также философски осмыслить её место в истории.
22. Звучание стихотворения в наши дни
Стихотворение продолжает звучать актуально, так как вопросы власти, гордыни и ответственности лидеров перед народами остаются важными в любой эпохе.