На подводной лодке
Равномерное движение лодки было нарушено, направление утеряно. Оставаться под водой невозможно, появиться на поверхности — значит подвергнуться обстрелу. И все же это был единственный выход. Командир скомандовал медленный подъем и вернулся к иллюминатору. Вдруг навстречу стал опускаться темный шар, слева приблизился еще один и почти коснулся стальной обшивки. Лодка заблудилась в минных заграждениях.
Как впоследствии выяснилось, она была замечена неприятелем, когда стремилась выбиться на поверхность. Самолет выследил ее и, кружась над тем местом, телеграфировал сторожевым судам. Лодка, описав круг, снова опустилась на глубину.
Теперь она шла вслепую. Моторы были пущены во всю силу. Сотни бесов, именуемых лошадиными силами, бились, бешено вращая рычаги поршней. Полуголые механики трогали раскаленные части машин. В свинцовых резервуарах оставалось кислороду всего на час.
В погребах, каютах, проходах — всюду стояли матросы. По команде лодка понеслась наверх. Подъем продолжался четыре с половиной минуты. Матросы поползли к люку, отвинтили его — и полился соленый воздух, раздирая грудь, туманя голову. Зашумели вентиляторы и насосы.