Краткий пересказ сюжета
Семь крестьян отправляются по Руси искать счастливого человека, споря, кому живётся лучше — помещику, попу или кому-то другому. В пути они встречают попа, который жалуется на тяжёлую жизнь, хотя Лука считал, что попы живут богато. На ярмарке они видят бедных и пьяных крестьян, не находя счастья.
Добавить текст Вернуть оригиналДалее они встречают помещика Оболдуева, который страдает после отмены крепостного права, и крестьянку Матрёну Тимофеевну, рассказавшую о тяжёлой бабьей доле. Счастье она также не нашла.
Добавить текст Вернуть оригиналВ селе Вахлачина крестьяне встречают юного семинариста Гришу Добросклонова, который мечтает посвятить жизнь народу. Он — тот самый счастливый человек, но крестьяне этого не понимают.
Добавить текст Вернуть оригиналГерои поэмы (коротко)
Семь крестьян (Демьян, Лука, Пров, братцы Губины, Иван, Роман) – обычные крестьяне из разных деревень, отправившиеся искать, кому на Руси живётся счастливо. Каждый из них представляет разные взгляды на счастье.
Добавить текст Вернуть оригиналПоп – священник, жалующийся на тяжёлую жизнь после отмены крепостного права, хотя раньше жил обеспеченно за счёт помещиков.
Добавить текст Вернуть оригиналЕрмила Гирин – бывший бурмистр, народный любимец, который помогал людям, но попал в тюрьму после народного бунта.
Гаврила Афанасьевич Оболта-Оболдуев – бывший помещик, страдающий после отмены крепостного права, не умеющий работать и жалующийся на свою судьбу.
Добавить текст Вернуть оригиналМатрёна Тимофеевна Корчагина – крестьянка, рассказывающая о тяжёлой женской доле: потеряла сына и всю жизнь работала на родственников мужа, не считая себя счастливой.
Добавить текст Вернуть оригиналГриша Добросклонов – молодой семинарист, мечтающий посвятить жизнь служению народу. Он символизирует идею народного счастья и патриотизма.
Добавить текст Вернуть оригиналПеночка – птица, мать птенца, которая помогает крестьянам, даруя им волшебную скатерть и заколдованную одежду.
Ситники и пьяные крестьяне – люди, которых встречают мужики на ярмарке, символизируют бедность и пьянство, которые затрудняют достижение счастья.
Добавить текст Вернуть оригиналПересказ по главам (коротко)
Часть первая
Семь мужиков спорят, кому на Руси живётся лучше — чиновнику, попу, купцу, боярину или царю. Чтобы выяснить это, они отправляются в путешествие. Первым они встречают попа, который жалуется, что раньше при крепостном праве священники жили хорошо, а теперь бедствуют. На ярмарке мужики не находят счастливых людей. Им рассказывают про Ермилу Гирина, которого раньше считали счастливым, но теперь он сидит в тюрьме. Они также встречают помещика, который жалуется на свою жизнь после отмены крепостного права. Вздохнув, странники осознают, что и крестьянам, и барину стало плохо.
Добавить текст Вернуть оригиналПоследыш
В июле странники доходят до Волги и видят, как крестьяне косят сено, подчиняясь князю Утятину, который не принял отмену крепостного права. Крестьяне ведут себя как крепостные, потому что договорились притворяться перед князем, чтобы он оставил им заливные луга. Но однажды один крестьянин сказал князю правду и был за это "наказан", что привело к его смерти. Когда князь умер, крестьяне вздохнули с облегчением, но радость оказалась кратковременной — наследники начали судиться за те самые луга.
Добавить текст Вернуть оригиналКрестьянка
Странники решают найти счастливую женщину и узнают о Матрёне Тимофеевне, известной как губернаторша. Она рассказывает о своей жизни: выросла в хорошей семье, вышла замуж, но вынуждена была терпеть тиранию родных мужа. Её единственным другом был старик-дед, но их отношения испортились после смерти её сына. Матрёна выстояла в трудные времена: голод, служба мужа в армии, жестокость. Благодаря вмешательству губернаторши, её муж вернулся. Но сама Матрёна не считает себя счастливой, утверждая, что ключ к женскому счастью потерян навсегда.
Добавить текст Вернуть оригиналПир на весь мир
Странники и крестьяне празднуют избавление от князя Утятина. Они поют песни и слушают рассказы, в том числе историю о преданном холопе Якове, который повесился от обиды, и о разбойнике, который убил жестокого помещика, искупив свои грехи. Рассказ о предательстве старосты, который позволил сжечь крестьянскую вольную, огорчил всех, но их подбодрил Гриша Добросклонов. Он сочинил песню о силе и потенциале русского народа, внушив надежду и любовь к родине. Гриша символизирует народное счастье и стремление к лучшей жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал