Краткий пересказ сюжета
Трагедия начинается с посвящения Гёте своим ушедшим друзьям. Затем в «Театральном вступлении» обсуждается, как сочетать высокую поэзию с популярностью. В «Прологе на небе» Бог и Мефистофель спорят о верности Фауста, и Мефистофель получает разрешение испытать его земными соблазнами.
Добавить текст Вернуть оригиналФауст, разочарованный в науке и жизни, встречает Мефистофеля, который предлагает ему испытать земные удовольствия. Они заключают сделку, после чего Фауст вновь обретает молодость и стремится к счастью. Первым испытанием становится любовь к Маргарите, невинной девушке. Их страсть приводит к трагическим последствиям: Маргарита теряет мать, брата, убивает свою новорожденную дочь и оказывается в тюрьме. Фауст пытается ее спасти, но она отказывается, выбирая смерть и Божий суд, который спасает ее душу.
Добавить текст Вернуть оригиналВо второй части Мефистофель и Фауст оказываются при императорском дворе, где они помогают государству поправить финансовые дела с помощью хитрости. Затем Фауст отправляется в античные времена и встречает Елену Прекрасную, которая воплощает идеал красоты. Однако счастье с Еленой оказывается недолговечным, и Фауст возвращается в Средневековье.
Добавить текст Вернуть оригиналФауст стремится к созданию великого дела – постройке плотины, но его планы разрушаются, когда он приказывает убить стариков, мешающих строительству. К концу жизни Фауст осознает, что истинное счастье не в богатстве, власти или красоте, а в борьбе за свободу и жизнь. Перед смертью он видит идеал свободного народа и готов принять смерть, но ангелы уносят его душу, спасая Фауста от порабощения Мефистофелем.
Добавить текст Вернуть оригиналГерои трагедии (коротко)
Фауст – учёный, стремящийся познать истину и обрести истинное счастье, но разочарованный в науке и жизни. Его терзают сомнения и неудовлетворенность. В поисках смысла заключает сделку с Мефистофелем, погружается в земные наслаждения, но в конце жизни осознает, что истинная свобода и счастье достигаются через борьбу и духовный рост.
Добавить текст Вернуть оригиналМефистофель – воплощение дьявола, хитрый и коварный соблазнитель. Он пытается поработить душу Фауста, предлагая ему земные удовольствия и искушения, но в конце концов терпит поражение, когда душа Фауста оказывается спасённой.
Добавить текст Вернуть оригиналМаргарита (Гретхен) – невинная и простая девушка, которую Фауст соблазняет с помощью Мефистофеля. Она влюбляется в Фауста, но их страсть приводит её к трагедии: она теряет мать, брата, убивает новорожденную дочь и в итоге оказывается в тюрьме, где выбирает смерть и раскаяние.
Добавить текст Вернуть оригиналВалентин – брат Маргариты, который пытается защитить её честь. Он погибает в поединке с Фаустом и Мефистофелем, проклиная сестру перед смертью.
Добавить текст Вернуть оригиналВагнер – ученик Фауста, менее способный и более наивный, чем его учитель. Он не осознает ограниченности человеческого разума и довольствуется поверхностными знаниями.
Добавить текст Вернуть оригиналЕлена Прекрасная – символ идеальной красоты, встреченный Фаустом в античном прошлом. Она воплощает физическую и духовную красоту, но их счастье с Фаустом оказывается мимолётным.
Добавить текст Вернуть оригиналИмператор – правитель, который сталкивается с финансовыми трудностями в своём государстве. Мефистофель и Фауст помогают ему обманом исправить ситуацию, что приводит к кратковременному успеху, но в итоге всё рушится.
Добавить текст Вернуть оригиналГомункул – искусственно созданное существо, появившееся из экспериментов Вагнера. Он символизирует искусственное и неестественное творение, которое не может существовать долго.
Добавить текст Вернуть оригиналАнгелы – небесные существа, которые в финале трагедии спасают душу Фауста, забирая её у Мефистофеля, и тем самым подтверждают, что Фауст прожил свою жизнь не зря.
Добавить текст Вернуть оригиналПересказ по главам (коротко)
Посвящение.
Автор вспоминает друзей молодости, которые приходят к нему в виде "изменчивых теней" прошлого, и выражает благодарность за их присутствие в его жизни.
Добавить текст Вернуть оригиналТеатральное вступление.
Директор театра просит Поэта создать произведение, которое будет развлекать и привлекать широкую аудиторию. Однако Поэт возражает, что создание низкопробных произведений - это зло и дело бездарных людей. Директор советует Поэту отойти от своего привычного стиля, чтобы его творчество стало интереснее для публики, предлагая ему и Актеру использовать все возможности театра, чтобы создать произведение, которое проведет зрителей через все слои мироздания - от небес до ада.
Добавить текст Вернуть оригиналПролог на небе.
Мефистофель приходит на прием к Господу и утверждает, что люди, несмотря на "божью искру" в них, продолжают жить как животные. Господь спрашивает его о Фаусте, и Мефистофель вспоминает, что Фауст - это ученый, который стремится к большему и служит Богу. Мефистофель предлагает спор: он уверяет, что сможет отвести Фауста от Бога, подвергая его искушениям. Господь соглашается, будучи уверенным, что внутреннее чутье Фауста поможет ему найти правильный путь.
Добавить текст Вернуть оригиналЧасть первая.
Фауст, главный герой, не может уснуть и размышляет о своем предназначении, считая себя глупцом, несмотря на обширные знания в медицине и юриспруденции. Он осознает, что не нашел истины в науках и решает обратиться к магии. Фауст вызывает духа Земли, который появляется, но затем исчезает, оставив Фауста в разочаровании. Вскоре приходит его ученик Вагнер, который восхищается учителем, хотя Фауст считает его ограниченным. Размышляя о своем никчемном существовании, Фауст решает покончить с собой, но пасхальный колокольный звон заставляет его отложить яд.
Добавить текст Вернуть оригиналНа улице Фауст встречает старика, который благодарит его за лекарства, хотя сам ученый сомневается в пользе своих знаний. К Фаусту прибивается черный пудель, которого он забирает домой. Там пудель начинает превращаться в Мефистофеля. Мефистофель предстает перед Фаустом в образе студента и обсуждает человеческие слабости. Дух пытается уйти, но его удерживает магическая пиктограмма. Мефистофель усыпляет Фауста и покидает его.
Добавить текст Вернуть оригиналНа следующий день Мефистофель возвращается в образе богача, и Фауст его узнает. Они начинают путешествовать и посещают Лейпциг, где встречают компанию пьяных людей. Мефистофель угощает их вином, но когда одно из них проливается, оно вспыхивает, и люди начинают обвинять Мефистофеля в том, что он дьявол.
Добавить текст Вернуть оригиналФауст решает вернуть себе молодость с помощью зелья, которое готовит ведьма. После омоложения Фауст встречает на улице Маргариту (Гретхен) и пытается познакомиться с ней, но получает отказ. Влюбленный Фауст просит Мефистофеля устроить свидание, но дух не может, так как Маргарита чиста душой и неподвластна ему. Маргарита, втайне от других, начинает думать о Фаусте.
Добавить текст Вернуть оригиналФауст и Мефистофель оставляют для Маргариты шкатулку с украшениями, но мать девушки, подозревая недоброе, относит ее в церковь. Мефистофель сообщает соседке Маргариты, что ее муж погиб, и обещает доказательства.
Добавить текст Вернуть оригиналФауст и Маргарита начинают тайно встречаться, подсыпая матери снотворное, чтобы та ничего не заметила. Однако однажды их видит брат Маргариты, Валентин, и в результате ссоры Фауст убивает его. Позже Маргарита по неосторожности убивает мать, дав ей слишком много снотворного. Фауст убегает от преследования, а Маргарита рожает ребенка и топит его в реке. Ее арестовывают и приговаривают к казни.
Добавить текст Вернуть оригиналФаусту снится Маргарита в тюрьме, и он просит Мефистофеля помочь ей. В тюрьме Фауст встречает Маргариту, но она отказывается от предложенной свободы, предпочитая смерть, чтобы очистить душу перед Богом. Маргарита умирает в бреду, отказываясь от помощи.
Добавить текст Вернуть оригиналЧасть вторая.
Акт 1.
Сатана принимает облик императорского шута и участвует в совете, который проходит во дворце. Советники обсуждают упадок страны и пустую казну. Мефистофель обманом находит способ пополнить казну, что вызывает эйфорию среди придворных. Главные герои наблюдают за всем происходящим, но вскоре теряют к этому интерес.
Добавить текст Вернуть оригиналАкт 2.
Во время путешествий Вагнер, ученик Фауста, проводит эксперименты. Однажды к нему приходит Мефистофель, и они обсуждают тему деторождения. Вагнер уверен, что традиционные способы деторождения – это пережиток прошлого. В ходе одного из своих экспериментов Вагнер создает в пробирке Гомункула, неполноценного человека, который, несмотря на свою ограниченность, обладает умом и любознательностью, но вынужден обитать в пробирке. После этого герои отправляются на празднование Вальпургиевой ночи, где Фауст стремится найти Елену.
Добавить текст Вернуть оригиналАкт 3.
Елена возвращается в замок к своему мужу, царю Менелаю, и узнает от ключницы, что муж намеревается принести ее в жертву. Ключница советует Елене бежать в другой замок. В этом замке Елена встречает Фауста, и между ними завязываются отношения. Однако вскоре раздаются звуки войны: Менелай идет с войском на Фауста. Вместе с возлюбленной Фауст прячется в подземелье. У них рождается сын, Эвфорион, который просит отпустить его на небо, вместо того чтобы наслаждаться жизнью на земле. Эвфорион погибает, и Елена, не в силах вынести горе, исчезает из жизни Фауста.
Добавить текст Вернуть оригиналАкт 4.
Снова раздаются звуки войны. Императору нужна помощь, так как народ узнал о фальшивых облигациях, которые были предоставлены Мефистофелем и Фаустом. Мефистофель предлагает Фаусту помочь императору в обмен на участок земли, на котором Фауст планирует построить плотину. Фауст соглашается, и с их помощью император выигрывает войну.
Добавить текст Вернуть оригиналАкт 5.
Фауст возвращается в Средневековье, где выбирает землю для своих целей, но на этом участке живут пожилая пара, Филимон и Бавкида, которые не хотят покидать свой дом. Мефистофель и его бесы убивают стариков, что приводит к конфликту между Фаустом и дьяволом. Уставший от Фауста, Мефистофель насылает на него слепоту. Ученый, измученный и обессиленный, засыпает. Во сне Фауст слышит звуки копания и считает, что рабочие строят плотину, хотя на самом деле бесы роют ему могилу. Фауст счастлив, что труд объединяет людей, и в этот момент достигает истинного наслаждения. В этот миг он умирает. Мефистофель ожидает, что заберет его душу, но архангелы препятствуют этому. Бог решает пощадить Фауста, поскольку тот осознал, что истинное счастье заключается в помощи другим людям. Его стремление построить плотину ради блага людей впечатляет Бога, и душа Фауста отправляется на небеса.
Добавить текст Вернуть оригинал