Максим Горький на протяжении всей своей писательской деятельности не раз обращался к проблеме «нравственности» людей, затрагивая духовные терзания личности, буквально погружая читателя в атмосферу жестокости и суровости истины. Не исключением стала одна из самых его знаменитых пьес «На дне», в которой выражается непосредственно философия автора и ответы на часто задаваемые вопросы, например, что же лучше, жестокая правда или же ложь во благо?
Добавить текст Вернуть оригиналЭта проблема наиболее резко и отчётливо поставлена в истории о праведной земле, рассказанной Лукой. Идея спасительной лжи во многом конкретизирована, она поставлена в зависимость от возможностей и характера человека. Правда – удел сильных, им не нужна ложь во спасение. А для слабых людей такая ложь становится необходимостью, она помогает им не потерять веру в самого себя, вновь обрести надежду на лучшее, найти в себе силы не опускать руки и идти дальше, преодолевая жизненные трудности.
Добавить текст Вернуть оригинал«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Сатин, действие 4).
Добавить текст Вернуть оригиналВ монологе Сатина восстановлен контраст правды и лжи. Жалость здесь стала символом лжи во спасение. Поэтому поведение Луки кажется оправданным. Лука демонстрирует тонкое понимание людей, и на фоне этого речи Сатина выглядят беспредметными. Сам Горький тоже отчасти это признавал. Он говорил, что в произведении много лишних людей и не хватает некоторых необходимых мыслей. Речь Сатина о человеке-правде сам писатель называет бледной, однако кроме Сатина сказать эту речь некому, но и ярче сказать её он не может.
Добавить текст Вернуть оригиналЛука уверен в том, что если ложь приносит человеку облегчение и спокойствие, то она не грешна и, конечно, она лучше горькой правды, которая приносит одни страдания. Он предпочитает дать человеку надежду, пусть даже и ложную. Свою позицию герой иллюстрирует историей человека, который верил в праведную землю, мечтал туда попасть, а когда узнал, что её не существует, покончил с собой. Он сострадает людям, но его сострадание – это ложь. Он предлагает верить в бога, хотя сам не верит. Он откровенно вводит людей в заблуждение. Во время убийства Костылёва Лука пропадает. И всем становится понятно, что слова его были просто слова. Никто не вырвался со дна ночлежки.
Добавить текст Вернуть оригиналСатин видит то, что Лука откровенно лжёт, рассказывая другим жителям ночлежки о том, чего не существует. Сатин привык говорить правду, какой бы жестокой она не была. Обманывает Сатин лишь в карточных играх. Ближе к финалу Сатин открыто раскрывает своё отношение к правде. Он считает, что правда заключена в самом человеке. Он считает, что ложь во спасение, которую пропагандировал Лука нужна только тем, кто слаб душой.
Добавить текст Вернуть оригиналТак, в пьесе Максима Горького показаны несчастные люди с горькой и ужасной судьбой. Каждый герой пьесы уже не верит, что его жизнь может хоть как-то измениться. Они погружаются в ложь, находя своего рода спасение и смягчал страдания.
Добавить текст Вернуть оригиналИ истина, и сострадание не заставили героев приступить к действию, изменить свою жизнь, а лишь побудили желание. Люди настолько обессилены, что смирились с безысходностью.
Добавить текст Вернуть оригиналТак что же лучше – истина или сострадание? На этот вопрос нельзя дать точный ответ, ведь для каждого человека он будет своим.
Добавить текст Вернуть оригиналМаксим Горький показывает читателям то, что называется «омут»: здесь все имеют одну общую проблему – отсутствие мотивации. И именно это ещё больше тянет их «на дно».
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(500 слов)