Гончаров из всех наших писателей вместе с Гоголем обладает наибольшей способностью символизма. Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль. Читая их, вы испытываете то же особенное, ни с чем не сравнимое чувство широты и простора, которое возбуждает грандиозная архитектура, – как будто входите в огромное светлое и прекрасное здание. Характеры – только часть целого, как отдельные статуи и барельефы, размещённые в здании, – только ряд символов, нужных поэту, чтобы возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного.
Добавить текст Вернуть оригиналСпособность философского обобщения характеров чрезмерно сильна в Гончарове; иногда она прорывает, как остриё, живую художественную ткань романа и является в совершенной наготе: например, Штольц – уже не символ, а мёртвая аллегория. Противоположность таких типов, как мечтательный Обломов и деятельный Штольц, – разве это не чистейший, глубоко реальный символизм!
Добавить текст Вернуть оригинал(125 слов)