Пьер Безухов с его «кроткой, детской улыбкой» и «золотым сердцем» занимает особое место среди любимых героев романа Л. Н. Толстого. Пьер проходит целую эволюцию от утверждения прогрессивности Наполеона до признания народной правды и практического участия в тайном декабристском обществе во имя справедливых идей и целей. Путь его – к народному миру, истине.
Добавить текст Вернуть оригиналВпервые на страницах романа Пьер появляется как незаконнорожденный сын графа Безухова на вечере Шерер. Этот неловкий и рассеянный молодой человек «не умеет войти в салон» и ещё менее умеет «из него выйти». «У него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза», он говорит то, что думает, резко отстаивает свою точку зрения. Пьер выделяется своей живостью, чистотой мысли, и потому кажется «медведем» в светском обществе.
Добавить текст Вернуть оригиналНо «детскостью» и «умной наивностью» Пьера пользуются другие люди: Анна Михайловна Друбецкая и князь Василий. Именно они дерутся за портфель, сообразив, какую выгоду могут получить. Пьеру хочется любить мир, он верит в порядочность окружающих его людей, ещё не понимает, как меняется его жизнь с получением богатейшего наследства. Оказавшись бессильным противостоять коварству и лживости князя Василия, Пьер совершает ошибку – женится на Элен Курагиной. Он был ослеплён её красотой, не догадываясь, что в душе этой девушки. Неверность супруги становится причиной дуэли Пьера и Долохова. Нажив соперника, граф мучает себя мыслью: одна ошибка влечёт за собой другую; в судьбе героя наступил глубочайший кризис.
Добавить текст Вернуть оригиналОн сбрасывает с себя оковы фальши и снова становится на путь поиска счастья. Знакомство с Осипом Баздеевым (том 2, часть 2, глава 1) открывает в судьбе молодого графа Безухова новый этап. Герой находит спасение в масонстве, которое он воспринял как учение о равенстве, братстве и любви. Его привлекает идея необходимости нравственного «очищения» мира и человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».
Добавить текст Вернуть оригиналНо со смертью Баздеева (том 2, часть 5, глава 1) Пьер разочаровывается в масонстве, он понимает, что в «братстве свободных каменщиков» присутствуют те же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах. Герой вновь оказывается перед вечными вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?»
Добавить текст Вернуть оригиналВойна 1812 года поднимает на необыкновенную высоту в Пьере все самые лучшие качества: он снарядил на свои деньги ополченцев, а сам решил остаться в Москве, чтобы убить Наполеона. На батарее Раевского он понял «ту скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла всю страну. А попав в плен, Пьер знакомится с Платоном Каратаевым, человеком, любившем весь мир. В общении с ним Безухов «обретает спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Герою открывается настоящий смысл жизни: «человек сотворён для счастья, а счастье в нём самом».
Добавить текст Вернуть оригиналЛев Николаевич награждает Пьера взаимной любовью и детьми: «Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около него рта, и в глазах его светилось участие к людям… И людям приятно было в его присутствии».
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, можно сделать вывод, что каждый этап в становлении личности Пьера Безухова играет огромную роль. Масонство направило взгляд Пьера на такие ценности как братство, равенство и любовь. Но нашёл он их только после встречи с Платоном Каратаевым.
Добавить текст Вернуть оригиналПьер Безухов проходит долгий путь, сомневаясь и ошибаясь. Его жизнь была полна заблуждений, и автор награждает Пьера за все испытания: Лев Толстой приводит его к единению с народом, осознанию себя частью мира.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(546 слов)