Лев Толстой выступает в своём романе тонким психологом, знатоком переменчивой и противоречивой человеческой души. Автор различает два основных состояния человека: «ненастоящая жизнь» – неподлинное, то, что привносится обществом, и «настоящая жизнь» – особый внутренний мир, связь с другими людьми, гармония, к которой стремятся любимые герои Толстого.
Добавить текст Вернуть оригиналОткрыть смысл жизни человека и человечества в целом – общая цель Пьера Безухова и Андрея Болконского. Путь сомнений, тяжких кризисов, возрождений и новых катастроф для них есть путь самопознания и одновременно путь к другим людям.
Добавить текст Вернуть оригиналВ раскрытии характера князя Андрея автор подчёркивает единство человека с природой. Первый душевный кризис в жизни Болконского наступает во время битвы под Аустерлицем.
Добавить текст Вернуть оригинал«Бесконечное небо» помогает герою осознать ложность его прежних убеждений. «Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба», – понимает Болконский. Он разочаровывается в своём кумире Наполеоне, а, значит, и в этой бессмысленной войне. Отныне для героя «нет ни весны, ни солнца, ни счастья». Сам Болконский отождествляет себя со старым дубом, считая «презрительным уродом» среди «улыбающихся» берёз. Происходит духовное сближение Андрея с природой: дуб – у края дороги, герой – на краю ещё не прожитой жизни.
Добавить текст Вернуть оригинал«Надо жить, надо любить, надо верить», – говорит Пьер. Именно эти слова открывают в судьбе Андрея Болконского новый этап. «Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд» охватывает героя после знакомства с Наташей Ростовой. Князь Андрей, подобно расцветшему дубу, оживает. Любовь заставляет его двигаться вперёд, и именно любовь помогает ему справиться с ещё одним душевным кризисом. Будучи раненым, Болконский понимает, как хочет жить, вспоминает Наташу, и любовь и нежность снов наполняют его душу. Андрей приходит к мысли о всеобщем прощении. Герой находит истинный смысл жизни: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал бог на земле». Он совершил самое трудное, по Толстому, дело – умер спокойно и достойно.
Добавить текст Вернуть оригиналНо если у Болконского стержнем жизни являлись честь и достоинство, то Безухов не получил в семье жизненного ориентира.
Добавить текст Вернуть оригиналПутём заблуждений, разочарований и ошибок он ищет своё место в жизни. Пьер проходит испытание богатством и праздной жизнью, он совершил ошибку – женился на Элен Курагиной. Но после герой чувствует себя виноватым в том, что связал себя с чуждым ему миром.
Добавить текст Вернуть оригиналПереломным моментом в судьбе Пьера является дуэль с Долоховым, после которой нравственные искания героя возобновляются с большей силой. Временным утешением для него становится масонство. Участие в Бородинском сражении пробуждает в Пьере желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. Возвратившись в Москву, герой проникается идеей убить Наполеона, но вместо грандиозного «картинного убийства французского императора» он совершает другой подвиг – спасение ребёнка и красавицы-армянки. За это Безухов попадает в плен, где встречается с Платоном Каратаевым. Здесь Пьер приходит к нравственному удовлетворению. «Он искал этого в филантропии, масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге» – но все эти искания обманули его. Пьеру нужно было пройти через ужас смерти, через лишения, чтобы достичь согласия с самим собой. Именно Каратаев помогает прийти герою к народному миру, к истине.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, можно сделать вывод, что автор изобразил внутренний мир героев в постоянном движении, в противоречивом развитии. Каждый персонаж проходит собственный путь нравственных исканий, чтобы прийти к «настоящей жизни», к гармонии с самим собой.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(505 слов)