«Новая драма» – историко-литературное явление конца XIX – начала XX веков, связанное с модернизацией драмы и становлением национального театра. Если классические пьесы держатся на действии и на остроте конфликта, то в «новой драме» это место занимает конфликт внутренний, душевное состояние героев.
Добавить текст Вернуть оригинал«Вишнёвый сад» – самая последняя и самая знаменитая чеховская пьеса, в которой автор на первое место выдвигает тему столкновения различных общественных групп и идеологий, существовавших и конфликтовавших друг с другом в тогдашней России. В основе сюжета – вынужденная продажа имения за долги.
Добавить текст Вернуть оригиналИсследовательница Т. К. Шах-Азизова сравнивала композицию четырёхактных драм Чехова со структурой симфонии, где в первом акте после медленного вступления заметно постепенно наращивание событий. Так, первое действие «Вишнёвого сада» – это экспозиция, которая знакомит нас со всеми героями, с их радостями и горестями.
Добавить текст Вернуть оригиналПроизведение начинается с обширной авторской ремарки. Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Эту же функцию выполняют и другие детали: шкаф, которому исполнилось ровно сто лет, воспоминания об умершем Грише и забытый способ сушки вишни. Неумолимому ходу времени противопоставлена статичность героев («Мамочка такая же, как была», «Ты всё такой же, Лёня!», «вечный студент»). Приём антитезы также виден среди представителей двух разных поколений: старшего и младшего. Старшее – это потомственные дворяне Гаев и Раневская. Младшие – разночинец Лопахин, внук крестьянина и сын лавочника, и разночинец Петя Трофимов. Но даже среди младшего поколения заметно противостояние: Лопахин – тип буржуазного предпринимателя, взгляды же Трофимова близки к социалистическим.
Добавить текст Вернуть оригиналПервое действие погружает в атмосферу дворянской усадьбы. Майский цветущий сад виден из окон дома. Здесь впервые звучит рефрен: «Двадцать второго августа и вишнёвый сад, и всё имение будут продавать с аукциона». И здесь же купец Лопахин предлагает выход из ситуации: разбить территорию на участки и отдавать в аренду. Но никто будто и не слышит его. Все диалоги и монологи героев содержат тонкий подтекст, связанный с их внутренними переживаниями. За внешними событиями скрывается «подводное течение».
Добавить текст Вернуть оригиналВ первом действии также обозначается особенность речи каждого персонажа. Так, Симеонов-Пищик постоянно упоминает о дочери Дашеньке; Шарлотта использует немецкие слова и выражения; Гаев сыплет бильярдными терминами; Фирс «бормочет». Выявляется также и отношение героев к вишнёвому саду как к стержню всего сюжета. Для Раневской сад – это воплощение ангельской чистоты и счастья. Гаев видит в саде символ величия дворянской жизни. Лопахин же не в силах понять брата и сестру: он рационально смотрит на насущные проблемы.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, можно сделать вывод, что первое действие – это ключ ко многим вопросам пьесы. Именно эта часть задаёт настроение всего произведения, рисует основы для образов героев.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(402 слова)