«Униженные и оскорбленные» – роман Ф. М. Достоевского, который создавался одновременно с работой над «Записками из мёртвого дома». В самом конце 1859 года Достоевский вернулся из Сибири в Петербург. За десять лет, проведённых им на каторге, многое изменилось в России. Расшатался и агонизировал крепостнический уклад, стали размываться патриархальные устои, общество урбанизировалось и переживало болезненный процесс социального расслоения; власть денег наложила отпечаток на все сферы быта и морали.
Добавить текст Вернуть оригиналДостоевский, находящийся во власти почвеннических идей, для пропаганды своих взглядов основал журнал «Время», первый номер которого вышел в январе 1861 года. Для успеха журналу нужен был роман, способный заинтересовать читателя. Таким романом и стали «Униженные и оскорблённые». Новое произведение Достоевского печаталось во «Времени» с января по июль 1861 года.
Добавить текст Вернуть оригиналСегодня трудно согласиться и с суровым приговором критиков, и со «смиренной авторецензией» Достоевского. Стало очевидно, что роман «Униженные и оскорблённые» – эксперимент, в ходе которого писатель впервые «опробовал» многие приёмы, сюжетные ходы и даже характеры героев, которым затем предстоит появиться в его «программных» фундаментальных произведениях.
Добавить текст Вернуть оригиналК особенностям композиционного строения романа можно отнести параллельное развитие сюжетных линий.
Добавить текст Вернуть оригиналВ «Униженных и оскорблённых» Достоевского происходит своеобразное удвоение сюжетных линий. Утроению или удвоению подвергаются и другие ключевые моменты действия. Удвоение и зеркальное отображение сюжетных линий не только усиливает мелодраматический эффект произведения, но и является продолжением давно интересующей Достоевского темы двойничества. Герои-двойники дополняют, объясняют, углубляют друг друга и те идеи, носителями которых они являются.
Добавить текст Вернуть оригиналВторой важной композиционной особенностью романа «Униженные и оскорблённые» Достоевского можно назвать любовный «многоугольник», составленный из нескольких «треугольниов», тоже, впрочем, не совсем обычных.
Добавить текст Вернуть оригиналК другим особенностям композиции могут быть отнесены её многофигурность, обилие случайных, подчас мистических совпадений, благодаря которым развивается запутанная интрига. Добро и зло не просто ярко выражены в романе, они персонифицированы. Идея абсолютного, победительного зла воплощена в образе князя Валковского.
Добавить текст Вернуть оригиналАнтиподом эгоисту и мизантропу Валковскому в романе предстаёт Иван Петрович – автор филантропической повести, сознательный, убеждённый носитель кантовского императива «добро ради добра», альтруист, моралист и неудачник. Образ Ивана Петровича породил в критике бурную полемику.
Добавить текст Вернуть оригиналВ «Униженных и оскорблённых» Достоевского конспективно намечено всё, что будет автором развернуто впоследствии: ночная сцена в ресторане между князем и Иваном Петровичем – это первая философская беседа, где совершается борьба идей, и где добро и зло получают возможность сойтись в споре, причём суд над добром поручается злодею. Тема денег, возникающая в романе постоянно, также перейдёт в последующие произведения, а фраза Алёши Валковского «Богатство – главное. Нынче самый главный князь – Ротшильд» вызывает прозрачные ассоциации с «ротшильдовской» идеей романа «Подросток».
Добавить текст Вернуть оригинал«Униженные и оскорблённые» Достоевского стоят в преддверии романов-трагедий. Шаблоны мелодрамы, авантюрного и уголовного романа наполняются гениальным психологическим и идеологическим содержанием. Автор вырабатывает новый повествовательный стиль, изображая жизнь идей в конкретной форме. Роман интересен тем, что Достоевский не решает, а ставит проблемы, которые будут рассматриваться им на протяжении всей жизни.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(444 слова)