Литературно-художественная выставка, открывающаяся в Пушкинский день России в мемориальной усадьбе музея-заповедника, посвящена 215-летию со дня рождения А. С. Пушкина и 190-летию приезда поэта в Михайловскую ссылку (1824-1826 гг.).
Добавить текст Вернуть оригиналЭти два года пребывания в родовом имении в качестве ссыльного были периодом необычайного подъёма и расцвета творчества А. С. Пушкина. В Михайловском он по-новому увидел жизнь – в её «нагой простоте», в неброском и совсем не ярком облике. Вместо пышного Юга и мощи морской стихии, которую мы видим на крымских этюдах Б. М. Козмина 1962-1995 годов, перед ним открылись и равнины, и холмы, тихоструйные реки, гладь озёрных зеркал среднерусского пейзажа. Но именно красота тихой, не бьющей в глаза, благородной и умиротворённой, спокойной простоты влечёт поэта.
Добавить текст Вернуть оригиналЛирика этого времени, если взять её в целом, проникнута светом, энергией и радостным приятием воспоминаний, наполненных переосмыслениями и, как следствие, новыми замыслами. («К няне, «Пророк», «Зимний вечер», «Признание», «Чаадаеву», «И. И. Пущину», «Под небом голубым страны своей родной», «К морю» – значительные лирические признания).
Добавить текст Вернуть оригиналГармонию стиха и прозаических строк Пушкина передают представленные работы кисти художников-живописцев, составляющих основу фонда изобразительной коллекции Пушкинского Заповедника: П. П. Оссовского, Б. В. Щербакова, А. А. Мельникова, Д. П. Бучкина, П. Т. Фомина, С. Н. Репина, А. К. Белова, В. В. Сухова, О. А. Шиллер, В. В. Грачова, А. В. Тимченко, Б. М. Козмина.
Добавить текст Вернуть оригиналОбраз Михайловского анахорета предстаёт как в изображении самого поэта, так и в работах маститых художников. Свои автопортреты он рисует среди портретов близких ему по духу современников и исторических лиц на листах черновых рукописей романа «Евгений Онегин», элегии «Андрей Шенье».
Добавить текст Вернуть оригиналНа представленных живописных полотнах П. П. Оссовского, В. В. Лысюка, Л. В. Гервица фигура Пушкина изображена на фоне пейзажа, состояние которого передаёт внутреннее поэтическое богатство поэта: здесь и душевное смятение, и погружение в думы, и единение с миром природы.
Добавить текст Вернуть оригиналВ созидательном одиночестве Пушкина были «и жизнь, и слёзы, и любовь», которые нашли отражение в жанровой живописи и графике. Это работы П. И. Геллера «Пушкин и няня», Л. В. Гервица «Пасмурный день» (Пушкин и Анна Керн), А. К. Соколова «Пушкин в гостях у П. А. Ганнибала», А. В. Данилова «Пушкин и Пущин в Михайловском».
Добавить текст Вернуть оригиналПушкина захватывают всё новые художественные замыслы. Одним из первых подлинно новых поисков была его поэма «Граф Нулин». Образы героев этой повести в стихах представлены на выставке литографии К. А. Клементьевой, они изданы в 1936 году в книге «Граф Нулин».
Добавить текст Вернуть оригиналОднако, поиски новых литературных путей ею не ограничились. В начальную пору – в конце 1824 – в начале 1825 года – у него зарождаются и как бы существуют три больших литературных замысла, каждый из которых косвенно влиял друг на друга: «Евгений Онегин» (первоначальная идея которого переосмысливалась как раз в это время), «Борис Годунов» и Автобиографические записки.
Добавить текст Вернуть оригиналВ двух выставочных залах предстают эти значимые пушкинские произведения в интерпретациях художников книжной иллюстрации: А. Ф. Густавсона, О. Л. Делла-Вос-Кардовской, Н. В. Кузьмина, В. И. Сурикова, П. Л. Бунина, И. И. Ершова, А. Н. Самохвалова, Н. А. Аксеновой.
Добавить текст Вернуть оригиналКаждый из художников, создавший свою индивидуальную манеру изображения, передаёт мир Пушкина, как сущую реальность, благодаря умению увидеть в литературных персонажах живых людей во всей их портретной убедительности и психологической сложности. Единственный, чуть ироничный, но, в то же время, виртуозно-артистичный рисунок выдающегося художника книжной графики Н. В. Кузьмина к «Евгению Онегину» представлен в соседстве с «воздушными рисунками» Павла Бунина и иллюстрациями, созданными в 2013 году художником петербургской школы Наталией Аксеновой. В своём видении человеческих страстей, используя разную технику письма – акварель, гуашь, живопись, она убедительно передаёт внутренний мир пушкинских героев, иллюстрируя «строфу за строфой» романа «Евгений Онегин, написанных в Михайловском».
Добавить текст Вернуть оригиналПоэтическое произведение «Как жениться задумал царский арап», живописно проиллюстрированное художником Н. А. Аксеновой, написано в форме народной песни, ставшей впоследствии одной из главных тем романа «Арап Петра Великого».
Добавить текст Вернуть оригиналРаботы замечательных интерпретаторов сказочного мира – Н. А. Рамазанова, Е. В. Пашковой-Селивановой, А. А. Малыгина и мастерской Кучеренко, обрамляют восседающего на постаменте Кота учёного. Персону кота, как и представленную в «онегинском» зале фигуру Татьяны Лариной, воплотила живописец-монументалист Н. А. Аксенова.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 4
(636 слов)