В пьесе Максима Горького «На дне» проблема отчаяния тесно переплетена с проблемой надежды. Автор знакомит нас жителями ночлежки: судьба каждого окутана мрачным и печальным ореолом. Героями произведения являются люди, которые фактически оказались на «дне жизни». Это бывшие убийцы, арестанты, воры, картежники, пьяницы. Многим из них уже не суждено вернуться к нормальной жизни. Кто-то это понимает, кто-то все же надеется на лучшее.
Добавить текст Вернуть оригиналНастя, девушка легкого поведения, мечтает о любви – искренней и страстной. Все свои надежды она воплощает в рассказах, которые ведает всем жителям ночлежки. Настя фактически живет надеждами, думая о том, что любовная история, придуманная ею, станет реальной. Надеется и другой персонаж пьесы. Клещ думает о том, что ему удастся выбраться со «дна жизни» с помощью своего труда. Он работает и стремится к лучшему, однако вскоре понимает, что его мечтам не суждено осуществиться. Надежды Клеща резко превращаются в отчаяние, которое затем превращается в равнодушие. Тема надежды тесно связана с образом Луки. Это странник, который попал в ночлежку Костылевых. Здесь он пытается дать жителям ночлежки надежду на лучшее, для чего выходит на путь лжи.
Добавить текст Вернуть оригиналАктер, которому Лука дал надежду на жизнь без алкоголя, поняв, что лечебницы для душ, отравленных алкоголем, не существует, кончает жизнь самоубийством. Надежда героя сменяется глубоким отчаянием от осознания того, что мечта не осуществится. Именно это отчаяние становится причиной самоубийства Актера. Трагична и судьба Васьки Пепла, которому Лука дал надежду на честную жизнь. В драке с Костылевым Васька случайно убивает его. Теперь ему не на что надеется. Никакой лучшей жизни не может быть, может быть только тюрьма. Надежда превращается в отчаяние.
Добавить текст Вернуть оригиналОлицетворением смирения в пьесе Горького является Лука. Странник прожил таинственную и полную лишений жизнь. Автор намекает, что он бежал с каторги и бывал в самых неблагонадежных местах. Наличие богатого жизненного опыта помогло старику понять и принять тех людей, которые его окружали. В ночлежке он сразу же стал своим и заручился доверием многих жильцов за свое умение слушать и слышать исповедь отверженных. Его мудрость понятна всем: он призывает нищих смириться с судьбой, но жить с надеждой на лучшее. Так, он утешает Анну и предрекает ей отдых в раю, подводя ее к мысли о том, что смерть — это избавление, а не горе. Актеру он советует признать свою проблему и заняться ее лечением, правда, не уточняет, где же ему это сделать. В философии Луки главным пунктом является смирение, а практические меры по решению проблем он не перечисляет. Однако даже его утешения помогли людям: Настя смогла на время забыть о своем унизительном ремесле, Актер на время бросил пить, а Анна отправилась в мир иной без сожалений и горечи.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, надежда и отчаяние – явления, тесно связанные друг с другом. Они могут переплетаться или противопоставляться. Однако и надежда, и отчаяние всегда приводят человека к определенному результату: благоприятному или трагическому.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5