Краткие библиографические сведения
Автор: Александр Островский.
Число страниц: 304.
Жанр: Пьеса.
Год написания: 1874-1878 гг.
Таблица для читательского дневника
Название и автор книги |
Сюжет | Главные герои | Что больше всего понравилось | Отзыв |
---|---|---|---|---|
«Бесприданница» Александр Островский |
События пьесы происходятся в Бряхимове на Волге, где богатые горожане обсуждают красавицу Ларису Дмитриевну, собирающуюся выйти замуж за скромного Карандышева после разочарования в Паратове. Паратов возвращается в город и вновь завоёвывает сердце Ларисы, что приводит к её уходу с вечеринки, устроенной Карандышевым, с Паратовым и его друзьями. Разъярённый Карандышев, чувствуя себя униженным, решает отомстить. Паратов объясняет Ларисе, что не может жениться на ней, а Вожеватов и Кнуров предлагают ей разные пути выхода из ситуации. Лариса, чувствуя себя предметом, которым торгуют, и не находя другого выхода, в отчаянии позволяет Карандышеву застрелить её. Умирая, она просит не винить Карандышева, признавая свою любовь ко всем присутствующим. |
Лариса Дмитриевна Огудалова, Юлий Капитоныч Карандышев, Сергей Сергеевич Паратов, Василий Данилыч Вожеватов, Мокий Парменыч Кнуров, Харита Игнатьевна Огудалова, Аркадий Счастливцев (Робинзон) |
В пьесе "Бесприданница" Александра Островского впечатляют её социальная критика и эмоциональная глубина. Лариса Дмитриевна, стремящаяся к любви в материальном обществе, вызывает сочувствие. Контрастные персонажи Карандышева и Паратова добавляют глубину. Пьеса обличает материализм и алчность, затрагивая важные темы любви и нравственных ценностей. Эмоциональное напряжение и выразительный стиль удерживают внимание. "Бесприданница" остаётся актуальной, поднимая вечные вопросы о человеческих отношениях и моральных ценностях. | "Бесприданница" Александра Островского — это мощная драматическая пьеса, которая остро критикует общественные нормы и ценности, ставящие материальное благополучие выше человеческого достоинства. Пьеса искусно раскрывает трагическую судьбу Ларисы Дмитриевны и других персонажей, подчеркивая важность истинных человеческих ценностей, таких как любовь и уважение, что делает её актуальной и сегодня. |
Все герои
Лариса Дмитриевна Огудалова – главная героиня, красивая и образованная девушка, но без приданого. Она стремится к любви и уважению, но её положение заставляет принимать решения, которые ведут к трагическим последствиям.
Добавить текст Вернуть оригиналЮлий Капитоныч Карандышев – жених Ларисы, мелкий чиновник, тщеславный и ограниченный человек. Он важничает и пытается выглядеть значимым, но вызывает насмешки окружающих.
Добавить текст Вернуть оригиналСергей Сергеевич Паратов – богатый и привлекательный барин, бывший возлюбленный Ларисы. Он харизматичен, но безответственен и корыстен. Паратов предпочитает богатую невесту, пренебрегая чувствами Ларисы.
Добавить текст Вернуть оригиналВасилий Данилыч Вожеватов – купец, друг Паратова, деловой и предприимчивый человек. Он сочувствует Ларисе, но не готов пожертвовать своими интересами ради неё.
Добавить текст Вернуть оригиналМокий Парменыч Кнуров – богатый купец, друг Паратова и Вожеватова. Он циничен и считает, что деньги могут купить всё, включая чувства и людей.
Добавить текст Вернуть оригиналХарита Игнатьевна Огудалова – мать Ларисы, заботящаяся о её будущем, но действующая из меркантильных интересов. Она устраивает знакомства и приемы, чтобы удачно выдать дочь замуж.
Добавить текст Вернуть оригиналАркадий Счастливцев (Робинзон) – провинциальный актёр, сопровождающий Паратова. Комичный персонаж, вносящий элемент сатиры в пьесу.
Добавить текст Вернуть оригиналСюжет
События пьесы происходят в большом городе Бряхимове на Волге, начинаются на Городском бульваре у кофейни. Вожеватов сообщает Кнурову о своём намерении купить пароход «Ласточку» у Паратова, но Паратов всё ещё не прибыл. Кнуров и Вожеватов обсуждают Ларису Дмитриевну, красавицу-бесприданницу, которая выходит замуж за Карандышева. Вожеватов объясняет, что Лариса согласилась на скромный брак после разочарования в Паратове, который отбил всех её женихов и исчез.
Добавить текст Вернуть оригиналЛариса Дмитриевна и её мать присоединяются к Кнурову и Вожеватову. Карандышев, важничая, приглашает всех на обед в честь Ларисы. Оставшись наедине с Ларисой, Карандышев упрекает её в чрезмерной вольности в общении с Вожеватовым, называя их дом «цыганским табором», чем доводит Ларису до слёз.
Добавить текст Вернуть оригиналПаратов, не появлявшийся в городе год, возвращается с актёром Счастливцевым Аркадием, которого он спас с необитаемого острова. Паратов сообщает, что скоро женится на богатой невесте с приданым в виде золотых приисков. Вожеватов устраивает вечернюю прогулку по Волге, но вспоминает о приглашении Карандышева на обед.
Добавить текст Вернуть оригиналВ доме Огудаловой, где главная примета интерьера – фортепьяно, Кнуров высказывает своё недовольство бедностью Карандышева и предсказывает, что Лариса бросит его. Он предлагает Огудаловой заказать дочери хороший подвенечный гардероб за его счёт. Лариса, мечтая о спокойной жизни в деревне, поёт песню, но инструмент расстроен. Цыган Илья сообщает, что вернулся Паратов.
Добавить текст Вернуть оригиналЛариса желает уехать в деревню немедленно, но Карандышев хочет «повеличаться» и устраивает обед. Паратов приезжает к Огудаловым и ведёт себя шутливо-серьёзно, сообщая о своей будущей женитьбе. Он упрекает Ларису за то, что она не ждала его, а Лариса признаётся, что всё ещё его любит. Паратов, удовлетворив своё самолюбие, говорит, что они расстанутся, как друзья.
Добавить текст Вернуть оригиналВо время обеда у Карандышева гости напиваются, а Паратов с Вожеватовым собираются на прогулку по Волге. Лариса, несмотря на протесты Карандышева, соглашается поехать с ними. Карандышева оставляют за шампанским, а Лариса уезжает с Паратовым и его друзьями.
Добавить текст Вернуть оригиналВернувшись, Карандышев обнаруживает, что Лариса уехала с Паратовым, Кнуровым и Вожеватовым. В отчаянии он берёт пистолет и решает отомстить. В кофейне он встречает Робинзона, который делает вид, что не знает, куда делись его товарищи.
Добавить текст Вернуть оригиналПаратов объясняет Ларисе, что не может порвать с невестой и советует ей вернуться к жениху. Кнуров и Вожеватов, сочувствуя Ларисе, решают её судьбу. Кнуров предлагает взять Ларису с собой в Париж и обеспечить её. Лариса, оставшись одна, решает броситься в реку, но не решается на самоубийство.
Добавить текст Вернуть оригиналКарандышев, считая себя защитником Ларисы, говорит ей, что её покровительство для него – самое тяжкое оскорбление. Лариса соглашается, что она вещь, но слишком дорогая для Карандышева. Карандышев стреляет в Ларису со словами «Так не доставайся ж ты никому». Умирающая Лариса просит не винить Карандышева и признаётся, что любит всех присутствующих, умирая под пение цыган.
Добавить текст Вернуть оригиналПлан пересказа
Введение на Городском бульваре у кофейни.
Добавить текст Вернуть оригиналВожеватов обсуждает с Кнуровым покупку парохода «Ласточка».
Добавить текст Вернуть оригиналВожеватов рассказывает о предстоящем браке Ларисы Дмитриевны и Карандышева.
Добавить текст Вернуть оригиналПоявление Ларисы, её матери и Карандышева.
Добавить текст Вернуть оригиналКарандышев обвиняет Ларису в чрезмерной вольности.
Добавить текст Вернуть оригиналВозвращение Паратова в город.
Паратов объявляет о своей предстоящей женитьбе.
Добавить текст Вернуть оригиналВстреча Паратова с Ларисой.
Обед у Карандышева, гости напиваются.
Лариса соглашается поехать на прогулку по Волге с Паратовым.
Добавить текст Вернуть оригиналКарандышев в отчаянии берёт пистолет.
Паратов объясняет Ларисе, что не может порвать с невестой.
Добавить текст Вернуть оригиналКарандышев стреляет в Ларису.
Умирающая Лариса прощается с присутствующими.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавная мысль
Главная мысль пьесы "Бесприданница" Александра Островского заключается в критике социального неравенства и материализма, которые губят человеческие судьбы и искренние чувства. Через образ Ларисы Дмитриевны, её стремление к любви и уважению, а также её трагическую судьбу, Островский показывает, как жестокий мир, где деньги и социальное положение важнее человеческих качеств, приводит к духовной деградации и гибели. Пьеса также исследует тему личной ответственности и нравственного выбора, подчёркивая, что корысть и безразличие разрушают не только судьбы отдельных людей, но и общество в целом.
Добавить текст Вернуть оригиналЧему учит произведение
Пьеса "Бесприданница" учит тому, что истинные человеческие качества и искренние чувства важнее материального благополучия и социального статуса. Она показывает разрушительные последствия алчности, корысти и безразличия, а также подчеркивает важность личной ответственности и нравственного выбора. Пьеса напоминает, что деньги и положение не могут заменить подлинную любовь и уважение, и что игнорирование этих ценностей ведет к духовной деградации и трагедиям.
Добавить текст Вернуть оригиналОтзыв
"Бесприданница" Александра Островского – это мощная и проникновенная пьеса, которая затрагивает глубокие социальные и личные темы. Островский мастерски раскрывает трагическую судьбу Ларисы Дмитриевны, подчеркивая её стремление к любви и уважению в обществе, где материальные ценности преобладают над человеческими.
Добавить текст Вернуть оригиналПьеса выделяется своими яркими и многослойными персонажами. Лариса Дмитриевна вызывает искреннее сочувствие и симпатию своим стремлением найти истинную любовь и быть принятой за свои личные качества, а не за богатство или статус. Её жених Карандышев, напротив, представлен как тщеславный и мелочный человек, не способный понять и оценить глубину её чувств. Паратов, который кажется привлекательным и харизматичным, на деле оказывается таким же жертвой материальных интересов, что и другие герои пьесы.
Добавить текст Вернуть оригиналСюжет развивается динамично и увлекательно, удерживая внимание зрителя от начала до конца. Конфликты между персонажами отражают реальные социальные проблемы того времени, делая пьесу актуальной и сегодня. Островский искусно сочетает драму с элементами сатиры, критикуя общественные нормы и ценности, которые ставят богатство выше человеческого достоинства.
Добавить текст Вернуть оригиналЯзык пьесы богат и выразителен, диалоги живые и насыщенные эмоциями. Островский передаёт внутренние переживания своих персонажей с поразительной точностью, делая их образы реалистичными и запоминающимися.
Добавить текст Вернуть оригинал"Бесприданница" оставляет глубокое впечатление и заставляет задуматься о важности истинных человеческих ценностей. Она учит нас, что любовь, искренность и уважение к ближним важнее материального благополучия, и что пренебрежение этими принципами ведет к трагедиям. Эта пьеса – важное напоминание о том, что человеческие отношения должны строиться на взаимном уважении и понимании, а не на корыстных интересах.
Добавить текст Вернуть оригиналПословицы
Не всё золото, что блестит – о том, что внешняя привлекательность и богатство не всегда соответствуют внутренним качествам человека.
Добавить текст Вернуть оригиналСчастье не в деньгах, а в их количестве – о том, что материальное благополучие не приносит истинного счастья.
Добавить текст Вернуть оригиналС лица воду не пить – о том, что внешняя красота не определяет истинную ценность человека.
Добавить текст Вернуть оригиналБогат не тот, у кого много, а тот, кому хватает – о том, что счастье не в материальных благах, а в умении быть довольным тем, что у тебя есть.
Добавить текст Вернуть оригиналКто за деньгами гонится, тот от счастья прочь несётся – о том, как стремление к богатству может отдалить от истинного счастья.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто больше всего понравилось
В пьесе "Бесприданница" Александра Островского больше всего впечатляет её глубокий социальный и эмоциональный контекст, а также мастерски построенные характеры и динамика сюжета.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенно понравилась глубина и многослойность персонажей. Лариса Дмитриевна – сложная и трагичная фигура, вызывающая сочувствие и симпатию. Её стремление к искренней любви и уважению в обществе, где доминируют материальные ценности, делает её образ ярким и запоминающимся. Контрастные характеры Карандышева и Паратова, каждый из которых по-своему влияет на судьбу Ларисы, также добавляют глубину повествованию.
Добавить текст Вернуть оригиналСоциальная критика в пьесе Островского искусно подчёркивает разрушительное влияние материализма и алчности на человеческие отношения. Пьеса заставляет задуматься о важности истинных человеческих качеств и нравственных ценностей.
Добавить текст Вернуть оригиналЭмоциональная напряжённость сюжета захватывает и удерживает внимание от начала до конца. Конфликты между персонажами и их внутренние переживания переданы с поразительной точностью, что делает историю глубоко трогающей.
Добавить текст Вернуть оригиналЯзык и стиль пьесы богаты и выразительны, живые и насыщенные эмоциями диалоги создают реалистичные и запоминающиеся образы персонажей. Островский умело сочетает драму с элементами сатиры, что добавляет пьесе остроты и выразительности.
Добавить текст Вернуть оригиналАктуальность темы, несмотря на то, что пьеса была написана в XIX веке, сохраняется и сегодня. Вечные вопросы о любви, уважении, личной ответственности и материальных ценностях продолжают волновать современные аудитории.
Добавить текст Вернуть оригиналВсе эти элементы вместе создают произведение, которое не только увлекает своим сюжетом, но и заставляет задуматься о важных аспектах человеческой жизни и общества. "Бесприданница" – это яркий пример того, как театр может быть не только развлечением, но и мощным инструментом социальной критики и нравственного воспитания.
Добавить текст Вернуть оригинал