Краткие библиографические сведения
Автор: Николай Гоголь.
Число страниц: 400.
Жанр: Повесть.
Год написания: 1843 год.
Таблица для читательского дневника
Название и автор книги |
Сюжет | Главные герои | Что больше всего понравилось | Отзыв |
---|---|---|---|---|
«Петербургские повести» Николай Гоголь |
В рассказах Гоголя представлена галерея ярких и трагикомичных персонажей, каждый из которых сталкивается с абсурдностью и жестокостью жизни. Поручик Пирогов и художник Пискарёв переживают разочарования в личной жизни, а Пискарёв, одержимый образом женщины, отказывается от реальности и гибнет от самоубийства. Пирогов, тем временем, попадает в скандал с женой немца, который заканчивается для него смехом. Ковалёв, лишившийся носа, становится объектом общественного смеха, а Чартков, погнавшийся за славой, теряет талант и сходит с ума. Поприщин, одержимый безответной любовью, считает себя королём и попадает в сумасшедший дом, а Акакий Акакиевич Башмачкин умирает после ограбления своей новой шинели, его призрак становится предметом слухов в Петербурге. |
Поручик Пирогов, Художник Пискарёв, Немец Шиллер, Иван Яковлевич, Коллежский асессор Ковалёв, Художник Чартков, Поприщин, Акакий Акакиевич Башмачкин |
В повести «Петербургские повести» Н. В. Гоголь мастерски изображает иллюзорность и обман, скрывающиеся за внешним блеском. Его яркие персонажи, такие как ранимый художник Пискарёв и поверхностный поручик Пирогов, демонстрируют, как иллюзии могут приводить к трагедиям и комическим последствиям. Гоголь критикует общество, прячущего свои пороки под маской благопристойности, подчеркивая, что внешняя красота часто обманчива. Его живописный стиль и глубокие психологические портреты создают незабываемую атмосферу Петербурга и заставляют задуматься о настоящих ценностях. | «Петербургские повести» Гоголя — это критика общественного лицемерия, обнаженная через яркую символику Невского проспекта и глубокий контраст между персонажами. Повесть показывает, как внешний блеск скрывает духовную пустоту, иллюстрируя это на примере героев Пискарёва и Пирогова, которые по-разному поддаются обману общественного фасада. Гоголь объединяет острую критику с мастерским описанием и психологизмом, предлагая читателю не только насладиться текстом, но и задуматься о подлинных ценностях жизни. |
Все герои
Поручик Пирогов — самоуверенный и поверхностный человек, привыкший к успеху у женщин. В повести "Невский проспект" он пытается ухаживать за блондинкой, которая оказывается женой немца-жестянщика Шиллера, и в итоге получает от него побои.
Добавить текст Вернуть оригиналХудожник Пискарёв — чувствительный и ранимый человек, мечтатель. Влюбляется в брюнетку, которая оказывается проституткой. Пытается утешиться сновидениями с её участием, принимая опиум, но в итоге кончает жизнь самоубийством.
Добавить текст Вернуть оригиналНемец Шиллер — жестянщик, муж блондинки, за которой ухаживает Пирогов. Застает Пирогова за распусканием рук и избивает его.
Добавить текст Вернуть оригиналИван Яковлевич — цирюльник, который находит в хлебе нос коллежского асессора Ковалёва. Испугавшись, выбрасывает нос в Неву.
Добавить текст Вернуть оригиналКоллежский асессор Ковалёв — чиновник, который обнаруживает, что его нос пропал и начинает поиски, обнаруживая нос в мундире чиновника. С большими трудностями возвращает нос на своё место.
Добавить текст Вернуть оригиналХудожник Чартков — бедный художник, покупает портрет старика с живыми глазами. Получив деньги, начинает карьеру, но теряет талант. В итоге ненависть и зависть приводят его к сумасшествию и смерти.
Добавить текст Вернуть оригиналПоприщин — мелкий чиновник, который влюбляется в дочь директора департамента. Постепенно сходит с ума и начинает считать себя королём Испании. В итоге попадает в сумасшедший дом.
Добавить текст Вернуть оригиналАкакий Акакиевич Башмачкин — чиновник, служащий в департаменте. Экономит на всём, чтобы купить новую шинель. После кражи шинели заболевает и умирает. После его смерти по Петербургу ходят слухи о его призраке, снимающем шинели с прохожих.
Добавить текст Вернуть оригиналСюжет
Двое приятелей, поручик Пирогов и художник Пискарёв, отправились на прогулку по Невскому проспекту, чтобы невинно пофлиртовать с девушками. Пирогову понравилась очаровательная блондинка, и он, уверенный в своём обаянии, пошел за ней. Пискарёв, ранимый и чувствительный, был очарован красотой брюнетки в дорогом плаще. Однако девушка оказалась проституткой, что сильно разочаровало Пискарёва.
Добавить текст Вернуть оригиналХудожник не мог забыть красавицу. Ему было больно осознавать, что такая утончённая красота оказалась во власти разврата. Однажды Пискарёв увидел сон, в котором брюнетка была знатной дамой. Этот сон был настолько прекрасен, что он решил больше спать, чтобы наслаждаться встречами с ней во снах. Для этого Пискарёв стал принимать опиум, что сделало его сны ещё ярче.
Добавить текст Вернуть оригиналВ одном из снов Пискарёв увидел, что брюнетка стала его женой. Он пошёл к ней и сделал предложение, желая подарить ей новую жизнь. Однако девушка отказала ему, не желая выходить замуж за бедняка. В отчаянии Пискарёв вернулся домой и покончил с собой, перерезав горло.
Добавить текст Вернуть оригиналТем временем Пирогов, заинтересовавшийся блондинкой, узнал, что она была женой немца-жестянщика Шиллера. Поручик стал регулярно навещать мастерскую Шиллера, пытаясь заигрывать с его женой. Однажды Пирогов стал распускать руки, за чем его застал пьяный Шиллер с друзьями и поколотил. Пирогов хотел отомстить, но вскоре забыл об этом инциденте.
Добавить текст Вернуть оригиналОднажды утром цирюльник Иван Яковлевич обнаружил в хлебе чей-то нос и, испугавшись, выбросил его в Неву. Вскоре выяснилось, что нос принадлежал коллежскому асессору Ковалёву. Тот, обнаружив пропажу носа, обратился в полицию. Ковалёв неожиданно увидел свой нос в мундире чиновника и потребовал вернуть его на место, но нос отказался.
Добавить текст Вернуть оригиналПолиция смогла поймать нос и вернуть его Ковалёву, но тот долго не мог прирастить его к лицу. История быстро разошлась по Петербургу, вызывая смех и удивление.
Добавить текст Вернуть оригиналВ другой части истории бедный художник Чартков купил портрет старика с живыми глазами. Ночью ему приснилось, что старик ожил и пересчитывал деньги. Чартков взял один свёрток с золотом и использовал деньги, чтобы улучшить своё мастерство и стать модным портретистом. Однако, погнавшись за славой и деньгами, он растерял талант.
Добавить текст Вернуть оригиналЧартков начал ненавидеть талантливых художников и скупал их картины, чтобы уничтожать. В конце концов, он сошёл с ума и умер от припадков бешенства. Портрет старика, оказавшийся портретом злого ростовщика, сводил с ума всех владельцев.
Добавить текст Вернуть оригиналМелкий чиновник Аксентий Иванович Поприщин влюбился в дочь директора департамента. Он услышал разговор её собачек Меджи и Фидель, обсуждавших последние новости. Поприщин, страдая от безответной любви и бедности, стал считать себя королём Испании. Его забрали в сумасшедший дом, когда он начал вести себя неадекватно.
Добавить текст Вернуть оригиналЧиновник Акакий Акакиевич Башмачкин всю жизнь прослужил в департаменте. Когда его старая шинель износилась, он накопил денег на новую. Однако вскоре его ограбили и украли шинель. В расстроенных чувствах Башмачкин заболел и умер. После его смерти по Петербургу поползли слухи о его призраке, снимающем шинели с прохожих.
Добавить текст Вернуть оригиналПлан пересказа
Прогулка поручика Пирогова и художника Пискарёва по Невскому проспекту.
Добавить текст Вернуть оригиналПирогов увлекается блондинкой и начинает за ней следить.
Добавить текст Вернуть оригиналПискарёв очарован брюнеткой, которая оказывается проституткой.
Добавить текст Вернуть оригиналПискарёв разочаровывается и погружается в сны, принимая опиум.
Добавить текст Вернуть оригиналПискарёв предлагает брюнетке руку и сердце, но получает отказ и кончает жизнь самоубийством.
Добавить текст Вернуть оригиналПирогов флиртует с женой немца-жестянщика Шиллера и получает от него побои.
Добавить текст Вернуть оригиналЦирюльник Иван Яковлевич находит в хлебе нос коллежского асессора Ковалёва.
Добавить текст Вернуть оригиналКовалёв обнаруживает пропажу носа и начинает поиски.
Добавить текст Вернуть оригиналНос Ковалёва оказывается в мундире чиновника.
Добавить текст Вернуть оригиналПолиция ловит нос и возвращает его Ковалёву, но нос не хочет прирастать.
Добавить текст Вернуть оригиналБедный художник Чартков покупает странный портрет старика.
Добавить текст Вернуть оригиналЧартков использует найденные деньги для карьеры, но теряет талант.
Добавить текст Вернуть оригиналЧартков начинает ненавидеть талантливых художников и уничтожать их работы.
Добавить текст Вернуть оригиналЧартков сходит с ума и умирает от бешенства.
Добавить текст Вернуть оригиналМелкий чиновник Поприщин влюбляется в дочь директора департамента.
Добавить текст Вернуть оригиналПоприщин начинает считать себя королём Испании и попадает в сумасшедший дом.
Добавить текст Вернуть оригиналАкакий Акакиевич Башмачкин копит деньги на новую шинель.
Добавить текст Вернуть оригиналБашмачкина грабят и крадут его шинель.
Башмачкин заболевает и умирает от горя.
Призрак Башмачкина начинает снимать шинели с прохожих в Петербурге.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавная мысль
Главная мысль повести «Петербургские повести» Н. В. Гоголя заключается в обличении иллюзорности и обмана, которые скрываются под внешним блеском и красотой. «Петербургские повести», как символ общественного фасада, притягивает людей своими огнями и кажущимся великолепием, но за этой внешностью скрывается ложь, разврат и пустота.
Добавить текст Вернуть оригиналГоголь показывает, как внешние впечатления и иллюзии могут сбить с пути и привести к трагическим последствиям, как это происходит с Пискарёвым и Пироговым. Пискарёв, погружённый в мечты и иллюзии, не способен принять реальность и кончает жизнь самоубийством. Пирогов, наоборот, поверхностно и легкомысленно воспринимает окружающее, но в итоге забывает свои неудачи и продолжает жить так же беззаботно.
Добавить текст Вернуть оригиналПовесть подчеркивает, что за внешним блеском часто скрываются пороки и уродства, и что истинная красота и ценность лежат за пределами поверхностных впечатлений. Гоголь критикует лицемерие и поверхностность общества, призывая читателей смотреть глубже и искать истинные ценности.
Добавить текст Вернуть оригиналЧему учит произведение
Повесть «Петербургские повести» Н. В. Гоголя учит тому, что внешняя красота и блеск могут быть обманчивыми и скрывать под собой пороки и пустоту. Она подчеркивает важность не поддаваться иллюзиям и поверхностным впечатлениям, а стремиться к глубокому пониманию и поиску истинных ценностей. Повесть также показывает, как легко можно сбиться с пути, если руководствоваться только внешними впечатлениями, и как это может привести к трагическим последствиям. Она критикует легкомысленное и поверхностное отношение к жизни, призывая к более осмысленному и искреннему существованию.
Добавить текст Вернуть оригиналОтзыв
Повесть "«Петербургские повести» Н. В. Гоголя — это блестящее произведение, которое мастерски обнажает лицемерие и поверхностность общества, прячущееся за внешним блеском и красотой. Гоголь создает живую картину Невского проспекта, символизирующего общественный фасад, притягивающий людей своими огнями и кажущимся великолепием.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенно впечатляют контрасты, которые Гоголь использует для раскрытия характеров своих героев. Пискарёв, ранимый и чувствительный художник, оказывается не в силах выдержать реальность, скрывающуюся за его романтическими мечтами, что приводит его к трагической гибели. Пирогов, напротив, живет поверхностно и легкомысленно, не осознавая глубинных смыслов своих поступков. Эти персонажи иллюстрируют разные стороны одного и того же обмана, который таит в себе Невский проспект.
Добавить текст Вернуть оригиналГоголь мастерски показывает, как иллюзии и внешние впечатления могут сбить с пути и привести к трагедиям. Его критика общества, скрывающего свои пороки под маской благопристойности, звучит актуально и сегодня. Повесть заставляет задуматься о том, насколько важно не поддаваться внешнему обману и стремиться к истинным ценностям.
Добавить текст Вернуть оригиналСтиль Гоголя, его живописные описания и глубокие психологические портреты героев делают «Петербургские повести» незабываемым произведением. Эта повесть не только развлекает, но и заставляет задуматься о том, что действительно важно в жизни, побуждая читателя смотреть глубже и не обманываться внешним блеском.
Добавить текст Вернуть оригинал«Петербургские повести» — это произведение, которое стоит прочитать каждому, кто стремится понять глубинные смыслы человеческих поступков и общественных явлений. Гоголь с присущей ему проницательностью и иронией открывает перед нами мир, полный противоречий и скрытых смыслов, и учит не поддаваться обману внешних впечатлений.
Добавить текст Вернуть оригиналПословицы
Не все то золото, что блестит — подчеркивает, что внешняя красота и блеск могут скрывать пустоту и обман.
Добавить текст Вернуть оригиналПо одежке встречают, по уму провожают — акцентирует внимание на том, что внешность может быть обманчивой, важнее внутренние качества человека.
Добавить текст Вернуть оригиналВнешность обманчива — напоминание о том, что не стоит судить людей и вещи по их внешнему виду.
Добавить текст Вернуть оригиналВолка в овечьей шкуре — иллюстрирует скрытые под маской благопристойности пороки.
Добавить текст Вернуть оригиналЛожь короткие ноги — подчеркивает, что обман и иллюзии рано или поздно раскрываются.
Добавить текст Вернуть оригиналСнаружи блестит, а внутри гниет — о том, что за внешним лоском может скрываться порочность и разложение.
Добавить текст Вернуть оригиналЗа маской добродетели — злоба — отражает лицемерие и двуличность.
Добавить текст Вернуть оригиналНе рой другому яму — сам в неё попадешь — о том, что обман и лицемерие могут обернуться против самого обманщика.
Добавить текст Вернуть оригиналНа чужом несчастье счастья не построишь — подчеркивает, что действия, основанные на обмане и эксплуатации других, не приведут к настоящему благополучию.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто больше всего понравилось
В повести «Петербургские повести» Н. В. Гоголя больше всего понравилось мастерское изображение иллюзорности и обмана, которые скрываются за внешним блеском и красотой. Гоголь создает яркую и живую картину, где внешние впечатления часто оказываются ложными, а за кажущимся великолепием прячется разврат и пустота.
Добавить текст Вернуть оригиналОсобенно впечатляют контрасты, которые автор использует для раскрытия характеров своих героев. Пискарёв, ранимый и романтичный художник, чья жизнь разрушается из-за его неспособности примириться с реальностью, и Пирогов, поверхностный и самоуверенный поручик, чьи легкомысленные поступки приводят к комическим, но не менее поучительным последствиям. Эти персонажи наглядно демонстрируют, как иллюзии и внешние впечатления могут сбить с пути и привести к трагедиям или нелепым ситуациям.
Добавить текст Вернуть оригиналГоголь мастерски подчеркивает, что внешняя красота и показное благополучие могут быть обманчивыми. Его критика общества, прячущего свои пороки под маской благопристойности, звучит актуально и сегодня. Повесть заставляет задуматься о необходимости искать подлинные ценности и не поддаваться на обман внешних впечатлений.
Добавить текст Вернуть оригиналКроме того, стиль Гоголя, его живописные описания и глубокие психологические портреты героев делают «Петербургские повести» незабываемым произведением. Автор создает живую атмосферу Петербурга.
Добавить текст Вернуть оригиналВ итоге, повесть «Петербургские повести» оставляет глубокое впечатление благодаря своей актуальности, мастерскому стилю и глубине заложенных в ней мыслей. Она не только развлекает, но и заставляет задуматься о настоящих ценностях в жизни и опасностях, скрывающихся за внешним блеском и иллюзиями.
Добавить текст Вернуть оригинал