Сочинение на тему Черты баллады Жуковского «Светлана»

С самого начала литературная баллада ориентировалась на фольклор. Поэты насыщали её необыкновенно выразительными эмоциональными приёмами. Всё это сулило балладе большое будущее, и, действительно, возникнув в XVIII веке, баллада прочно укрепилась среди литературных жанров и благополучно существует до нашего времени.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Баллада обладает краткостью и необыкновенной выразительностью, эмоциональной насыщенностью. В фольклорной балладе рассказывалось о страшных вещах: убийствах, кровосмешениях, предательствах. В ней появлялись призраки, ожившие мертвецы и даже сам дьявол.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, баллада – это лиро-эпический жанр, в котором от лирики – эмоции и страсти; а от эпоса – повествование, сюжет.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Черты баллады.

1) Элементы сюжета (объяснить их смысловую роль).

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Фантастические картины (объяснить их смысловую роль).

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Мотив судьбы (объяснить).

4) Роль пространства и времени (в чём символический характер пространства и времени).

  Добавить текст Вернуть оригинал

5) Мотив дороги и смерти (в чём символическая роль образов дороги и смерти).

  Добавить текст Вернуть оригинал

 

1) Фабула баллады «Светлана» повторяет фабулу «Людмилы», например:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Раз в Крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.

Экспозиция баллады: девушки собрались в крещенский вечер и начали гадать. Описаны разные варианты гаданий: бросать башмачок, кормить курицу зерном, выливать воск, опускать перстень в воду и другие. Но Светлана тоскует по своему суженому, который уехал далеко. Подруги уговаривают красавицу погадать и развеять грусть.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Завязка баллады: Светлана прислушалась к советам подруг и решила-таки погадать. В полночь она села перед зеркалом со свечой и начала звать суженого. Внезапно за спиной Светланы появился ее милый.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развитие действия: суженый увлекает Светлану за собой. Она садится с ним в сани, запряженные нетерпеливыми лошадьми, и едет куда глаза глядят. Возле храма она видит гроб. Внезапно начинается метель. Жених пропадает, а Светлана зашла в избу, в которой стоял гроб.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Кульминация баллады: мертвый в гробу ожил. Светлана поняла, что пришла ее смерть. Но девушку спас белый голубь, который вспорхнул на грудь мертвеца. И тут девушка увидела, что мертвец – это ее милый.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Развязка баллады: Светлана проснулась и поняла, что это был лишь сон. Вдруг приехал из далеких краев жених.

  Добавить текст Вернуть оригинал

2) Во все времена считалось, что обряды, связанные с сумраком, зеркалами и уединением, несут темный заряд и относятся к области черной магии. Человек, преодолевает границу светлого, божественного, реального начала и попадает в темное пространство потустороннего мира. Именно это и происходит с главной героиней: Светлана, поддавшись искушению, попадает в мир зазеркалья. Здесь уже начинается сфера фантастического, необъяснимого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Героиня вдруг видит образ любимого человека, который возникает ниоткуда. Тихий, вкрадчивый шепот вещает: «укротились небеса, твой услышан ропот…» Нетрудно понять, что это шепчет сам Дьявол, ведь героиня, осмелившаяся «роптать», уже отступает от пути Господа. Именно темные силы стремятся «укротить» небеса и подчинить все своей воле.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Далее Светлана переносится в заснеженное пространство, царство хаоса и тьмы. Все как-то странно: унылый, мертвенно-бледный жених, ледяная дорога… Казалось бы, нужно радоваться, но сердце подсказывает обратное. Храм, к которому кони привозят чету, оказывается обителью темных сил, а гласящий пугающим басом поп – посланником дьявола. Гроб, панихида, черный ворон – все это знаменует царство темного, фантастического, трагически-неразрешимого.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Светлана сжимается от ужаса, но где-то, в глубине ее души, еще тлеет вера в чудо. И чудо наступает: героиня набредает на огонек одинокой избушки, где ее ожидает помощник светлых сил, белоснежный голубь. Он садится на грудь все еще тянущему свои страшные объятия мертвецу, и он отступает.

  Добавить текст Вернуть оригинал

3) Светлана не ропщет на Провидение, а со смирением и робостью, опасаясь, молит о счастье. Бог спасает девушку от мертвеца. Это был сон.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тема судьбы в произведении прослеживается в нескольких эпизодах.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Сначала, гадание девушек: это возможность узнать свое будущее, используя потусторонние силы. Каждая из них возлагает надежды на гадание: узнать о возлюбленном, о своей будущей жизни, о своём счастье.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Молитва Светланы: это возможность «договориться» с Богом об улучшении судьбы - своей и возлюбленного.

  Добавить текст Вернуть оригинал

После пробуждения Светлана обеспокоена увиденным. Пытается разгадать, что же ждёт её в будущем, что готовит ей судьба:

  Добавить текст Вернуть оригинал

Тайный мрак грядущих дней

Что сулишь душе моей,

Радость иль кручину? 

Потом из тумана появляется жених, он едет по дороге. Туман – это прошлая жизнь Светланы, её сон, а широкая чистая дорога – благополучная её судьба. Интересно, что возлюбленный приезжает рано утром, с первыми петухами:

  Добавить текст Вернуть оригинал

В тонкий занавес окна

Светит луч денницы.

Шумным бьёт крылом петух,

День встречая пеньем.

Происходит перелом к лучшему, к новой благополучной жизни. 

  Добавить текст Вернуть оригинал

Судьба ассоциируется с дорогой. Эта дорога не видна, но она есть у каждого человека, который идет по ней всю жизнь.

  Добавить текст Вернуть оригинал

4) Жуковский разрушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство. Балладное время пропадает, и в «Светлане» торжествует день, светлое время.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Хронотоп – единство пространства и времени  в произведении, направленное на выражение художественного смысла.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Пространство баллады: дорога, степь, церковь, избушка.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Дорога - жизненный путь Светланы, на котором все образы и знаки – страхи героини в жизни.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Степь - белый саван (белым покрывали мертвецов / белая фата невесты): это символ страха перед неизвестностью в жизни (перед смертью и перед браком).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Время в балладе: вечер, сумерки, ночь, полнолуние, утро (свет).

  Добавить текст Вернуть оригинал

Свет олицетворяет защиту Бога, его милосердие. Этот образ проходит через все произведение и символизирует благословение Господа. Также свет можно интерпретировать как искру веры в душе Светланы, этот огонек не погас даже в момент самых сложных испытаний. Именно свет помог героине выбраться и не погибнуть. Поэт неслучайно, заканчивая повествование, рисует картину ослепительного зимнего утра. В этом – торжество добродетели, божией благодати и победы добра над злом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

5) Ужасы даются им в двойном свете – на грани яви и сна. Дорога в балладе – это дорога от жизни к смерти.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Ведущий образ – дорога, путь. Он связывает все произведение, это традиционный символ не только путешествия, но и человеческой жизни. Образ пути неразрывно следует за повествованием: жених Светланы отправляется в дальнюю поездку, а она сама отбывает в зазеркальный мир, после чего герои благополучно возвращаются

  Добавить текст Вернуть оригинал

На более тонком уровне образ пути показан как путь души главной героини. Если вначале она следует праведной божией стезей, то, поддавшись искушению, героиня с нее сворачивает и попадает в искаженный мир зазеркалья. Далее, переосмыслив свою ошибку, Светлана отходит от смуты, приходит к переосмыслению жизни и возвращается к исходной точке. Она приобретает духовный опыт.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Образ метели интерпретируется как смута, могильный холод, дыхание смерти. Уже по тому, как все завертелось в снежной круговерти, читатель понимает, что это не к добру. Героиню ожидают сложные испытания, происходит борьба добра и зла. Именно образ заснеженной дороги приводит героиню к странной избушке, символизирующей границу между миром мёртвых и живых.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Таким образом, баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» насыщена русским колоритом и присутствием народных образов-символов. Именно фольклорная и христианская символика помогла поэту создать ту чудесную атмосферу, которая наполняет все произведение в целом.

  Добавить текст Вернуть оригинал

Оценка: 5

Скачать ответ

Сочинение на схожие темы

Решебники по другим предметам