Поэма «Мёртвые души» явилась произведением, «беспощадно сдёргивающим покровы действительности». Показать Россию такой, какая она есть, выразить любовь свою к родине, изображая недостатки крепостнической России, – вот главная задача, стоявшая перед Гоголем, когда он начинал писать поэму. В ней автор имел в виду не те мёртвые души, которые скупал Чичиков, а те, которые заполнили всю Россию. Это и чёрствые помещики, которых кроме личных интересов ничего в жизни не волнует. Это и правительство, равнодушное к интересам простого человека. И ещё очень много пороков обличает Гоголь и обрушивает весь свой гнев на помещичье-чиновничью Россию. Эти страницы нам очень больно читать, потому что они так правдиво показывают ту эпоху в истории нашей родины.
Добавить текст Вернуть оригиналВ поэме главным лицом является народ. Но он изображён далеко не розовыми красками. Лакей Петрушка спит, не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан – не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова. Именно о них автор говорит с вдохновением и приподнятостью. Широкий разлёт души, природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову меткому, – в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа. И мы вместе с писателем сочувствуем крепостным крестьянам в их нелёгкой жизни, страдаем вместе с ними и желаем видеть их счастливыми и свободными. Как нелегко жилось тогда крепостным.
Добавить текст Вернуть оригиналНапример, у Плюшкина люди «умирали как мухи» и «многие были в бегах». Да и как не убежать от такого помещика, у которого в закромах полно добра, пропадающего даром, а люди в это время умирают с голоду. Или у помещика Манилова: крестьянин, обманув хозяина, проводит время в кабаке. А всё из-за бесхозяйственности Манилова.
Добавить текст Вернуть оригиналНарод в то время был забитый, неграмотный. Хорошо, если на селе было три грамотных человека. Девочка Пелагея, например, не знает, где какая сторона. Но она в этом не виновата. При таком строе почти невозможно было что-либо узнать.
Добавить текст Вернуть оригиналНеприятно нам узнавать постепенно образы помещиков. Каждый из них становится всё хуже и хуже. Приятный с виду Манилов оказывается глупым и бесхозяйственным человеком. «Дубинноголовая» Коробочка вся погружена в своё скудоумное и мелочное хозяйствование. Дальше идёт Ноздрёв – бесшабашный хвастун и несусветный враль. Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвление помещичьих душ, завершающееся в уже почти окаменевшем Плюшкине.
Добавить текст Вернуть оригиналВ конце концов создаётся ужасающий образ никчемных и глупых людей, тянущих Россию назад, а не вперёд.
Добавить текст Вернуть оригиналВ некоторых местах мы встречаем смешные моменты. Ну как не посмеяться над наивным лицом Манилова: «Здесь Манилов, сделавший некоторое движение головою, посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела». Это сравнение Манилова с «слишком умным министром» могло означать лишь одно: что любой министр не так уж и отличается от Манилова и что маниловщина – типичное свойство всего пошлого мира. Так, добродушным смехом, гоголь беспощадно обличает пороки общества.
Добавить текст Вернуть оригиналНо портрет дореформенной России был бы неполным, если бы Гоголь ограничился только образами помещиков. В сюжет включена ещё одна важная общественная сила – чиновничество. Их Гоголь описывает не так подробно, как помещиков. Но в едином целом они образуют достаточно выразительный портрет губернской власти. Каждого из чиновников можно охарактеризовать одним штрихом: «тяжёлый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут». Гоголь раскрывает отношение деятелей губернской власти к служебному, государственном долгу. Государственная должность для этих деятелей лишь средство безбедной и праздной жизни. А отсюда идёт и процветание казнокрадства, взяточничества.
Добавить текст Вернуть оригиналПытаясь охарактеризовать своих персонажей, Гоголь связывал их с общественной средой. Предметом сатиры Гоголя были не личности, но социальные пороки общества.
Добавить текст Вернуть оригиналНо есть же на Руси что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие «соль её земли»? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздрёвых, плюшкиных. Мчится вперёд птица-тройка. «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа».
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 4
(649)