Будучи основателем неоромантического течения – акмеизма – в начале XX века, времени начала железной поступи цивилизации, Н. С. Гумилёв и сам жил иным измерением, он весь уходил в романтический мир мечты. Такая отстранённость от жестокой предреволюционной реальности помогла поэту творить в сфере прекрасного, видеть красоту и мечтать о новой жизни. Ещё гимназистом он писал: «Я в лес бежал из городов…» Однако герой Гумилёва не просто бежит от действительности, как герои-романтики XIX века, он рвётся завоёвывать свой мир мечты. Романтизм Гумилёва – романтизм активный, действенный. Его герой – человек воли.
Добавить текст Вернуть оригиналПоказательным в этом отношении является стихотворение «Я конквистадор в панцире железном». Образ конквистадора символизирует странствующего рыцаря, первооткрывателя заморских стран и их завоевателя. С одной стороны, в стихотворении много романтических штампов: «по пропастям и безднам», «…в небе диком и беззвёздном», «я сам мечту свою создам». Вместе с тем образ конквистадора – новый. Он утверждает героическое начало в человеке.
Добавить текст Вернуть оригиналМечта Гумилёва не была бесплодной фантазией. Обращаясь к биографическим сведениям, отметим, что поэт активно ищет опору своим грёзам. Если сначала экзотические страны были для него лишь предметом литературных обращений, то вскоре он воплощает своё желание увидеть Африку. Но в стихах той поры основным является мотив воли, мотив первооткрытия и силы. Например, в стихотворении «Носорог» среди «общего смятения», «топота», когда «даже буйвол сонный отступает глубже в грязь», лирический герой призывает того, кто «в нездешнее влюблённый».
Добавить текст Вернуть оригиналГумилёв словно пытается доказать нам, что мечта разлита по всему миру, надо только уметь её увидеть. Оставаясь романтиком, он воспринимал мир и как профессионал-исследователь-этнограф, археолог, фольклорист. Его стремление к необычному подкрепилось ясным взглядом на окружающий мир. Гумилёв-акмеист обращал свой взор к ярким краскам реальности, он сумел обрести чувство свежести бытия, вкус жизни такой, какая она есть. В отличие от символистов, акмеисты видели тайну живого мира, а не искали её в туманных далях и мистике. Как много прекрасных слов находит поэт для описания обыкновенного жирафа, чтобы развеять грусть любимой женщины:
Добавить текст Вернуть оригиналЕму грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Добавить текст Вернуть оригиналДробясь и качаясь на влаге широких озер.
Добавить текст Вернуть оригиналЛирический герой стремится обратить внимание на необычные стороны действительности, известные ему. Но это не удаётся. Слишком глубоко противоречие между яркостью мира и состоянием души женщины, у которой не осталось способности радоваться. Поэт развивает мотив несоответствия красоты жизни и уныния в душе человека.
Добавить текст Вернуть оригиналДушевная неуспокоенность будет всегда присутствовать в лирике Гумилёва. И хотя многие критики обвинили поэта в «нерусскости» за его уход от традиций в экзотический мир романтики, однако горячее и трепетное отношение ко всему, что он считал родным, выдаёт в Гумилёве истинного патриота России.
Добавить текст Вернуть оригиналГероический характер натуры поэта звал его в неизведанные края, звал на подвиг. Романтический же мир выковывал в герое такие качества, как бесстрашие и отвага, чтобы хватало духа не просто увидеть красоту, но и отстоять её право жить в душе человека.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(453 слова)