Роман Лермонтова «Герой нашего времени», безусловно, оказал серьёзное влияние на всю нашу литературу, и нашёл отклик в искусстве. Иллюстрации к роману Лермонтова сделали Врубель, Верещагин, Серов, Бехтеев, Дубовский, Шмаринов. Я хочу описать несколько, на мой взгляд, самых удачных рисунков к данному произведению.
Добавить текст Вернуть оригиналРисунок М.А.Врубеля «Дуэль» воскрешает в памяти следующие слова романа: "Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах лёгким столбом ещё вился на краю обрыва". На иллюстрации изображены Печорин, доктор Вернер и офицер-секундант. Позы их настолько выразительны, что зритель сразу чувствует драматизм этой молчаливой сцены, который состоит не только в убийстве Грушницкого, но и в страшном одиночестве Печорина. Трагически завершившаяся дуэль явилась лишь одним из актов его вечной драмы, драмы человека, не знающего, куда приложить силы своей глубокой, одарённой натуры.
Добавить текст Вернуть оригиналСледующей работой Врубеля, которую следует упомянуть, является иллюстрация «Грушницкий и княжна Мери». Здесь изображён эпизод, где Грушницкий беседует с возлюбленной, возможно, даже знакомится с ней. На нём надета длинная шинель, фуражка, он протягивает руку княжне Мери. Она, в свою очередь, носит длинное платье, тоже протягивает руку Грушницкому. На заднем плане изображены очертания некоего здания, также там можно увидеть ещё нескольких людей.
Добавить текст Вернуть оригиналЭпизод, воплощённый на иллюстрации М. А. Врубеля «Княжна Мери и Грушницкий», описан в романе обстоятельно. В этой «любопытной сцене» Лермонтов как бы даёт подробный комментарий для художника: он описывает, в каком положении находились действующие лица, его внимание привлекает и обстановка всей сцены, а предварительно данные портретные характеристики героев делают материал для иллюстрирования практически исчерпывающим. На иллюстрации Врубеля запечатлены все участники сцены у источника, но наиболее полно охарактеризованы княжна Мери и Грушницкий.
Добавить текст Вернуть оригиналНа рисунке Николая Никаноровича Дубовского «Коляска была уже далеко...» Максим Максимыч изображён в тот момент, когда коляска Печорина, холодно распрощавшегося со своим бывшим приятелем, «была уже далеко». Очертанием горестно согбенной фигуры Максима Максимыча художнику удалось передать чувство недоумения и детской досады, охватившее доброго штабс-капитана после отъезда Печорина.
Добавить текст Вернуть оригиналИллюстрация Владимира Георгиевича Бехтеева «Казбич и Бэла» комментирует один из самых драматических моментов повести – похищение Бэлы Казбичем. Рисунку созвучны слова: «Он что-то закричал нам по-своему и занёс над нею кинжал». На переднем плане рисунка отчаянно сопротивляющаяся Бэла и «маленький, сухой, широкоплечий» Казбич в черкесской мохнатой шапке и бешмете. На втором плане видна раненая лошадь Казбича. Хотя художник и не показал догоняющих Казбича Печорина и Максима Максимыча, их приближение заставляет почувствовать динамичная композиция рисунка.
Добавить текст Вернуть оригиналВсе эти иллюстрации подчёркивают разные эпизоды и главы романа Лермонтова «Герой нашего времени». Мне понравились все вышеперечисленные иллюстрации, на мой взгляд, они замечательно описывают события, происходящие в произведении.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5