Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов – это великие русские поэты, которые поселили в сердца людей надежду, мотивировали их. После кончины Пушкина в 1837 году люди, казалось, впали в спячку и не знали, к чему тянуться. Но тут упавший флаг поднял Лермонтов.
Добавить текст Вернуть оригиналВсе поэты – философы, именно поэтому у многих из них есть хотя бы одно произведение с рассуждением о смысле жизни, смерти или об определённом даре. У Пушкина и Лермонтова таковым является стихотворение «Пророк». В нём поэты рассказывают о «всеведении пророка». Первое было написано в сентябре 1826 года после того, как Пушкин получил известие о казни пяти декабристов. «Пророк» Лермонтова 1841 года был результатом трагической жизни поэта. Ранняя смерть родителей, видения собственной смерти – всё это дало толчок к созданию указанного произведения.
Добавить текст Вернуть оригиналВ стихотворении старшего поэта описывается превращение в пророка: «И шестикрылый серафим на перепутье мне явился». У Лермонтова же рассказ о жизни всевидящего после становления: «С тех пор как Вечный Судия мне дал всеведенье пророка…» Если соединить эти два стихотворения, то перед нами появляется полный рассказ о трудностях, что встречаются на пути великих поэтов. Однако, в повествовании Пушкина описан ясный и гармоничный мир, богатство и полнота мироощущений: «…И внял я неба содроганье, и горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье». В то время как у Лермонтова мир страданий и слёз, контраст добра и зла, отрицание жизни, несмотря на утверждение вечных ценностей: «В очах людей читаю я страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья…»
Добавить текст Вернуть оригиналС целью полноты погружения читателя в настоящий мир глазами пророка, Лермонтов и Пушкин используют средства выразительности с отсылкой на библейский сюжет. Это неудивительно, так как их талант был дарован самим Богом. «Им стало доступно высшее знание, с тем, чтоб они шли к людям и возвещали истину». Метафоры Пушкина преобладают в части о превращении: «внял я неба содроганье», «угль, пылающий огнём, во грудь отверстую водвинул», метафоры Лермонтова отличаются грустью и трагичностью: «страницы злобы и порока», «читать в очах». Эпитеты и сравнения в «Пророках» играют немаловажную роль. «Персты лёгкие как сон», «горний ангелов полёт», «грешный язык», «дольней лозы…» Пушкина погружают нас в мир волшебный и полный веры в людей. «Самолюбивая улыбка», «шумный град», «ближние мои» Лермонтова рисуют картину мира жестокого, потерянного.
Добавить текст Вернуть оригиналТаким образом, пафосом стихотворений является понимание людей по отношению к поэтам-пророкам. Человечеству не нужна истина, которую всевидящий должен донести до них. Пушкин и Лермонтов, подобно Иисусу, живут как мученики, судьба которых – страдать и быть осуждёнными обществом.
Добавить текст Вернуть оригиналСравнивая эти два произведения, можно выделить главные отличия между их героями. Один, после того как «влачился в мрачной пустыне», только получил дар и хочет скорее выйти из пустыни к людям, чтобы использовать силу для человечества. А другой уже изнеможённый жизнью среди «ближних» и, после печального опыта, хочет вернуться обратно, потеряв вдохновение и надежду. Он добивается возвращения и обретает покой: «…И вот в пустыне я живу…»
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 4
(475 слов)