Краткие библиографические сведения
Автор: Александр Грибоедов.
Число страниц: 120.
Жанр: Комедия в стихах.
Год написания: 1822 — 1824 гг.
Таблица для читательского дневника
Название и автор книги |
Сюжет | Главные герои | Что больше всего понравилось | Отзыв |
---|---|---|---|---|
«Горе от ума» Александр Грибоедов |
В комедии "Горе от ума" Грибоедова молодой Чацкий возвращается в Москву и обнаруживает, что его бывшая возлюбленная Софья влюблена в Молчалина, угодливого секретаря её отца. Чацкий, столкнувшись с лицемерием и безнравственностью светского общества, становится объектом слухов о своём безумии. Узнав о настоящих намерениях Молчалина, Софья разочаровывается в нём, но всё же отвергает Чацкого. Разбитый и разочарованный в обществе, Чацкий решает покинуть Москву навсегда. |
Александр Андреевич Чацкий, Софья Павловна Фамусова, Павел Афанасьевич Фамусов, Алексей Степанович Молчалин, Сергей Сергеевич Скалозуб, Лиза, Антон Антонович Загорецкий, Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи, Добавить текст Вернуть оригиналТатьяна Юрьевна |
В комедии "Горе от ума" Александра Грибоедова впечатляют остроумие, тонкий юмор и глубокая социальная критика. Яркие персонажи, такие как Чацкий, Фамусов и Софья, раскрывают лицемерие и пустословие московского дворянства. Эмоциональная напряжённость пьесы трогает и заставляет задуматься о человеческих отношениях и прогрессе. Богатый язык и выразительные метафоры делают чтение увлекательным и познавательным, создавая произведение, которое остается актуальным и сегодня. | "Горе от ума" Александра Грибоедова — блистательная комедия, которая остро критикует лицемерие и застой московского дворянства через противостояние молодого прогрессивного мышления, олицетворяемого главным героем Александром Чацким, и консервативных традиций, представленных Фамусовым и его окружением. Мастерски созданные персонажи и остроумные диалоги делают пьесу увлекательной и актуальной до сегодняшнего дня. |
Все герои
Александр Андреевич Чацкий – главный герой, молодой дворянин, образованный и независимый в своих суждениях. Он представляет новое прогрессивное мышление и критикует лицемерие и консерватизм московского общества.
Добавить текст Вернуть оригиналСофья Павловна Фамусова – дочь Фамусова, воспитанная в традициях московского дворянства. Она была первой любовью Чацкого, но теперь её сердце занято Молчалиным.
Добавить текст Вернуть оригиналПавел Афанасьевич Фамусов – отец Софьи, богатый московский дворянин, чиновник. Он символизирует старое консервативное общество, ценящее чины и богатство выше всего.
Добавить текст Вернуть оригиналАлексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, человек без ярких талантов и амбиций, но хитрый и умеющий приспосабливаться. Он ухаживает за Софьей, но его мотивы корыстны.
Добавить текст Вернуть оригиналСергей Сергеевич Скалозуб – полковник, кандидат на руку Софьи, человек ограниченного ума, но высокого чина и богатства. Он полностью разделяет взгляды Фамусова.
Добавить текст Вернуть оригиналЛиза – служанка в доме Фамусовых, умная и находчивая девушка, которая видит все недостатки и пороки своих хозяев и их окружения.
Добавить текст Вернуть оригиналАнтон Антонович Загорецкий – подлый и хитрый человек, известный своими махинациями и беспринципностью. Он часто бывает на балах и обедах, стараясь извлечь из всего выгоду для себя.
Добавить текст Вернуть оригиналПлатон Михайлович и Наталья Дмитриевна Горичи – семейная пара, представляющая типичное московское дворянство. Платон раньше был весёлым и беззаботным, но после женитьбы стал подавленным и угнетённым.
Добавить текст Вернуть оригиналТатьяна Юрьевна – мать Софьи, уважаемая дама, придерживающаяся старых дворянских традиций и убеждений.
Сюжет
На сцене появляются все главные персонажи комедии «Горе от ума». Автор знакомит читателя с молодой барышней Софьей Фамусовой. У неё ночью был визитёр — секретарь её отца Молчалин. Служанка Лиза не успевает скрыть это от отца девушки. Фамусов, разгневанный, отчитывает дочь и заявляет, что никогда не позволит ей выйти замуж за бедного и незнатного человека.
Добавить текст Вернуть оригиналУтром в дом приезжает Александр Чацкий, с которым Софья росла и который был её первой любовью. Однако теперь она горячо отрицает свои былые чувства, чем огорчает Чацкого. Фамусов, взволнованный, переживает о будущем дочери. Александр спрашивает у Фамусова, как тот отреагировал бы на его сватовство к Софье. В ответ Фамусов заявляет, что сначала нужно дослужиться до высокого чина. Чацкий парирует: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов объясняет, как важно добыть деньги и знатное положение, прислуживаясь, но встречает полное непонимание и отпор Чацкого.
Добавить текст Вернуть оригиналЕщё один гость — полковник Скалозуб, полностью разделяющий взгляды Фамусова и поэтому ему очень нравящийся. Фамусов опасается ссоры между гостями, но продолжает беседу. Вдруг прибегает Софья с новостью, что Молчалин разбился. Чацкий видит в окно, что с Молчалиным всё в порядке, и понимает, кто занял сердце девушки. Софья не скрывает своих чувств, а вот Молчалин упрекает её в излишней откровенности. Чацкий пытается узнать о её чувствах, но Софья избегает ответа.
Добавить текст Вернуть оригиналВечером в доме собирается много гостей, в том числе и поклонники Софьи. Молчалин ведёт себя как все окружающие. Чацкий выглядит гордым и злым. Софья считает его состояние безумием. Он не может примириться с нравами общества, восхищающегося всем иностранным, особенно французским. Гости обсуждают возможное сумасшествие Чацкого. Бал подходит к концу.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий слышит разговор Молчалина со служанкой, в котором тот признаётся в любви к ней и говорит, что ухаживает за Софьей только из-за своей службы у её отца. Этот разговор слышит и Софья. Негодующая, она прогоняет Молчалина. Чацкий пытается поговорить с Софьей, но внезапно вбегает Фамусов. Он не понимает, как его дочь, назвавшая Чацкого безумным, оказалась рядом с ним. Надежды Чацкого рушатся, и он решает навсегда уехать из Москвы. Всё, что беспокоит Фамусова после всех событий: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»
Добавить текст Вернуть оригиналПлан пересказа
Введение главных персонажей комедии.
Ночной визит Молчалина к Софье.
Фамусов отчитывает Софью за ночной визит и запрещает ей выходить замуж за бедного человека.
Добавить текст Вернуть оригиналПриезд Александра Чацкого в дом Фамусовых.
Добавить текст Вернуть оригиналСофья отрицает свои прежние чувства к Чацкому, чем его огорчает.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий спрашивает Фамусова о возможном сватовстве к Софье.
Добавить текст Вернуть оригиналФамусов объясняет важность знатного положения и прислуживания.
Добавить текст Вернуть оригиналПоявление полковника Скалозуба, который поддерживает взгляды Фамусова.
Добавить текст Вернуть оригиналПрибытие Софьи с новостью о падении Молчалина, Чацкий понимает, кто занял сердце девушки.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий пытается выяснить чувства Софьи.
Вечерний приём в доме Фамусовых с множеством гостей.
Добавить текст Вернуть оригиналСофья считает Чацкого безумным.
Гости обсуждают возможное сумасшествие Чацкого.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий подслушивает разговор Молчалина со служанкой о его настоящих чувствах и мотивах.
Добавить текст Вернуть оригиналСофья слышит разговор Молчалина и прогоняет его.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий пытается поговорить с Софьей.
Вбегает Фамусов, обнаруживая Чацкого и Софью вместе.
Добавить текст Вернуть оригиналЧацкий решает навсегда уехать из Москвы.
Добавить текст Вернуть оригиналФамусов беспокоится о том, что скажет княгиня Марья Алексеевна.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавная мысль
Главная мысль комедии "Горе от ума" Александра Грибоедова заключается в критике социального устройства и нравов московского дворянства начала XIX века. Автор показывает конфликт между новым прогрессивным мышлением, воплощённым в образе Александра Чацкого, и консервативным, лицемерным обществом, представленным Фамусовым и его окружением. Грибоедов высмеивает приверженность дворян к старым порядкам, их преклонение перед иностранным, особенно французским, и нежелание воспринимать новые идеи. Комедия подчеркивает, что слепое следование устаревшим традициям и нежелание меняться ведут к застою и деградации общества.
Добавить текст Вернуть оригиналЧему учит произведение
Комедия "Горе от ума" учит важности критического мышления и независимости суждений, показывая, как опасно слепо следовать устаревшим традициям и общественным стереотипам. Она подчеркивает ценность личной честности и принципиальности, а также необходимость борьбы с лицемерием и конформизмом. Пьеса также обращает внимание на конфликт между старым и новым, призывая к открытости перед новыми идеями и изменениям, и предупреждает о последствиях отказа от этих перемен.
Добавить текст Вернуть оригиналОтзыв
"Горе от ума" Александра Грибоедова – это блистательная комедия, которая остаётся актуальной и по сей день. Произведение глубоко впечатляет своей остротой, тонкостью юмора и мастерски прописанными персонажами. Грибоедов с удивительной проницательностью раскрывает противоречия и конфликты между поколениями, ставя на первый план борьбу между новым прогрессивным мышлением и устоявшимися консервативными традициями.
Добавить текст Вернуть оригиналГлавный герой, Александр Чацкий, олицетворяет собой молодое поколение, стремящиеся к переменам и обновлению общества. Его острые реплики и страстные монологи направлены против лицемерия и пустословия московского дворянства, которое боится и отвергает всё новое и неизведанное. Чацкий выступает как голос разума и честности в мире, полном предрассудков и застоя.
Добавить текст Вернуть оригиналПерсонажи Фамусова и его окружение представляют консервативную часть общества, цепляющуюся за устаревшие нормы и традиции. Их преклонение перед всем иностранным, особенно французским, их стремление к внешнему лоску и бездумное следование правилам вызывают улыбку, но также заставляют задуматься о том, насколько они оторваны от реальности и искренних человеческих чувств.
Добавить текст Вернуть оригиналСюжет комедии разворачивается динамично и увлекательно. Грибоедов мастерски создаёт сцены, в которых проявляются главные черты персонажей и их взаимоотношения. Особенно запоминается сцена бала, где в полной мере раскрывается лицемерие и мелочность дворянского общества.
Добавить текст Вернуть оригиналЯзык комедии богат и выразителен. Остроумные диалоги, меткие афоризмы и яркие образы делают "Горе от ума" произведением, которое читается на одном дыхании и оставляет глубокое впечатление.
Добавить текст Вернуть оригиналВ целом, "Горе от ума" – это не только комедия, но и мощная социальная сатира, которая заставляет задуматься о многих важных вопросах. Она учит нас быть честными перед собой и окружающими, стремиться к правде и справедливости, не бояться нового и неизведанного. Эта комедия по праву занимает одно из ведущих мест в русской литературе и продолжает вдохновлять и восхищать читателей и зрителей.
Добавить текст Вернуть оригиналПословицы
С глаз долой, из сердца вон – о непрочности и изменчивости человеческих чувств.
Добавить текст Вернуть оригиналПравда глаза колет – о том, как людям неприятно слышать правду.
Добавить текст Вернуть оригиналВстречают по одёжке, провожают по уму – о важности внутреннего содержания человека, а не только его внешности и положения.
Добавить текст Вернуть оригиналНе всё то золото, что блестит – о лицемерии и пустословии московского дворянства.
Добавить текст Вернуть оригиналСтарый друг лучше новых двух – о ценности искренних и проверенных временем отношений.
Добавить текст Вернуть оригиналУмный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт – о разумном подходе к решению проблем и конфликтов.
Добавить текст Вернуть оригиналГде просто, там ангелов со сто – о том, что честность и прямота часто лучше излишней сложности и лицемерия.
Добавить текст Вернуть оригиналЧужая душа – потёмки – о сложности понимания истинных мотивов и чувств людей.
Добавить текст Вернуть оригиналЯзык мой – враг мой – о последствиях необдуманных слов и высказываний.
Добавить текст Вернуть оригиналЧто больше всего понравилось
В комедии "Горе от ума" Александра Грибоедова больше всего понравилось остроумие и тонкий юмор, который мастерски используется для раскрытия характеров и сатирической критики общества. Глубокий социальный контекст пьесы затрагивает важные вопросы своего времени, оставаясь актуальным и сегодня. Яркие и запоминающиеся персонажи, такие как Александр Чацкий, Фамусов и Софья, создают насыщенную и многослойную картину московского общества начала XIX века.
Добавить текст Вернуть оригиналКритика лицемерия и пустословия московского дворянства показана очень ярко, безжалостно обличая эти пороки и их разрушительное влияние на человеческие отношения и прогресс. Эмоциональная напряжённость и драматизм пьесы, несмотря на её комедийный жанр, трогают и заставляют задуматься. Богатый и выразительный язык, полный метафор, афоризмов и тонких наблюдений, делает чтение увлекательным и познавательным.
Добавить текст Вернуть оригиналВсе эти элементы вместе создают произведение, которое не только увлекает своим сюжетом, но и заставляет задуматься о важных аспектах человеческой жизни и общества. "Горе от ума" – это яркий пример того, как комедия может быть не только развлечением, но и мощным инструментом социальной критики и нравственного воспитания.
Добавить текст Вернуть оригинал