1 вариант сочинения (604 слова)
Комедия «Горе от ума» написана в 1824 году. Полностью при жизни автора она не была напечатана.
Добавить текст Вернуть оригиналЗамысел
Замысел включал сочетание лёгкой светской комедии с комедией нравов и водевилем. Основным «героем» комедии выступает просветительский разум, отвлечённый ум; его носителем, сценическим инструментом, является Чацкий. Чацкий выдвинулся главным героем, ум стал одним из его свойств, качеств, определивших содержание характера и личности. В окончательном названии не сохранилось нравоучительного оттенка, свойственного содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. Для воссоздания общественного конфликта Грибоедову понадобилась традиция «высокой» комедии. Она была широко представлена во Франции комедиями классицизма, в частности, Мольера. К его драматургии и обратился автор «Горе от ума».
Добавить текст Вернуть оригиналСюжет и жанр
Грибоедовская комедия сразу напоминала читателям сюжет комедии Мольера «Мизантроп». Сюжетную схему «Мизантропа» Грибоедов не повторял, но учитывал. Оба – и Альцест, и Чацкий – носят в душах идеал человека и человечества. Они любят людей и хотят, чтобы в мире царили свобода, ум, любовь, чтобы в людях укрепились понятия чести и личного достоинства. Альцест видит идеальное общество в прошлом, Чацкий – в будущем. Чацкий на протяжении почти всей комедии, за исключением последнего действия, демонстрирует душевное здоровье, бодрость, жизнелюбие. Он весел, насмешлив, остроумен. Чацкий негодует против конкретного общественно-социального уклада и вовсе не мыслит себя врагом всего человечества.
Добавить текст Вернуть оригиналНа комедию оказала влияние ода, высокий, торжественный или обличительный жанр лирической поэзии. Из «низких» жанров легко найти следы эпиграммы на явление или на лицо, пародии на балладу Жуковского. Кроме того, в наброске о «Горе от ума» Грибоедов назвал своё сочинение «сценической поэмой» в духе романтических драм и драматических поэм конца XVIII – начала XIX века.
Добавить текст Вернуть оригиналЕщё одна особенность «Горе от ума», присущая вообще русской комедии и европейской драматургии, – ориентация не только на сцену, но и на устное произнесение, на чтение.
Добавить текст Вернуть оригиналПродолжая традиции «высокой» комедии, Грибоедов удерживал связь с устойчивыми комедийными конфликтами, образами-масками, комедийными ситуациями. Среди таких постоянных сценических масок (амплуа) – служанка, первый любовник, ложных жених, легковерный отец и др. Их роли отданы Лизе, Молчалину, Скалозубу, Фамусову. Однако драматург резко осложняет театральные амплуа. Грибоедов блестяще соединил традиционные театральные маски с живыми типами, с живыми чертами действующих лиц, чтобы не только создать новые комбинации амплуа, но и обосновать комедийные маски жизненным материалом. Житейское правдоподобие не должно было противоречить критериям художественной правды.
Добавить текст Вернуть оригиналЦелостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие правила выработало искусство классицизма. Однако Грибоедов придавал им не формальный, а содержательный смысл. Так, единство действия, хотя и ослабленное, обусловлено непримиримым столкновением Чацкого с обществом и с его главными лицами. Единство места нужно драматургу потому, что конфликт происходит в доме Фамусовых, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени также получает свое оправдание: 3 года странствовал Чацкий, но мало изменился, оставшись прежним, благородным, увлечённым, задорным, несколько восторженным молодым человеком, нисколько не повзрослевшим, волнуемым теми же надеждами и иллюзиями. Один день в доме Фамусова открыл ему такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.
Добавить текст Вернуть оригиналТрадиция «высокой» комедии в «Горе от ума» понадобилась Грибоедову для построения интриги. Чацкий находится в резком противоречии с обществом. Автор стремился создать и создавал общественную комедию. Однако общественная линия, составляющая сюжет, не сразу выступает наружу. Интрига завязывается любовью. Действие начинает развёртываться благодаря интимным отношениям героев. Постепенно обе линии – любовная и общественная – сливаются и достигают кульминации. Кульминационный момент – третье действие, сцена вечера у Фамусовых, где Софья пускает слух, будто Чацкий сошёл с ума. Отсюда обе линии идут вместе. В конце четвёртого действия интрига развязывается, обе линии разрешаются. Грибоедов намеренно ослабил единство действия, под которым понимается «строгая причинно-следственная связность событий и эпизодов».
Добавить текст Вернуть оригиналНаряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал пьесу вольными ямбами, разностопными стихами, какими обычно писались басни.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 5
(604 слова)
2 вариант сочинения. По плану (274 слова)
План
1. Вступление.
2. Роль несценических персонажей комедии.
Добавить текст Вернуть оригинал3. Смысл названия комедии.
4. Актуальность темы.
5. Любовь в комедии.
6. Заключение.
Смысл названия комедии.
Начало данного произведения меня путало, не понимая начала сюжета, я стал интересоваться этой комедией всё больше и больше.
Добавить текст Вернуть оригиналБольше всего мне понравился Чацкий, в нём я вижу часть себя, и его поступок был правильным, потому что глупым людям доказывать что-либо бесполезно. Отсюда следует, что не нужно доверять глупым, а то сам отупеешь.
Добавить текст Вернуть оригиналПереходим к самому наглому герою, это Фамусов. Человек, думающий только о себе, и о том, как он умён, унижая других людей, ниже статусом. В общем, персонаж, имеющий деньги, но не мозги.
Добавить текст Вернуть оригиналМолчалин – жалкий тип, скромный трус, которого приютил Фамусов, не имеющий ничего, кроме страха. Я бы его назвал «скользким», если бы он был в нашем времени. Большая вероятность того, что он будет делать за других работу, боясь постоять за себя. Не очень нравятся такие люди, но, с другой стороны, лучше опасаться, чем увидеть небо раньше положенного.
Добавить текст Вернуть оригиналТеперь переходим к смыслу названия комедии. По моему мнению, лучше разделить общество на умных и глупых, так будет легче всего общаться с обществом и ни у кого не будет разногласий. Актуальность темы заключается в том, что в рассказе есть вопросы, которые более всего тревожили общество первой половины XIX века, в том числе описан и раскол в дворянской среде. Комедия известна своим богатым языком, интересными крылатыми выражениями, лёгкой и тонкой иронией.
Добавить текст Вернуть оригиналОтношусь к этой комедии с уважением, но никакого вдохновения от неё у меня нет.
Добавить текст Вернуть оригиналВ заключение скажу, что хоть мы и помним, и читаем это произведение, многим оно будет неинтересно, так как теперь появились фильмы, новые рассказы и более подходящие книги про XXI век. Но потом, когда наступит XXII век, люди найдут эти произведения и будут вдохновляться тем, что было в XIX веке.
Добавить текст Вернуть оригиналОценка: 4
(274 слова)